пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

8. ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

Философия Индии уделяла особое внимание религии и размышлением над познанием. Это было выражено в Ведах – религиозные писания, под воздействием которых возникли первые элементы философского сознания.

Для древних индийских философов развитие шло по определенным направлениям или же, можно сказать, в рамках определенных школ. Все они делились 2 группы: ортодоксальные и неортодоксальные

Ортодоксальные школы – те, которые признают ученье Вед и жизнь после смерти.

Неортодоксальные– те, которые не признают ученье Вед.

К ортодоксальным школам относятся: веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика.

К неортодоксальным школам относятся: джайнизм, буддизм, школа Чарвака-Локаята.

Ортодоксальные школы (направления).

1)Миманса

Судьба этой школы примечательна: она оказалась единственной философской системой, сумевшей предложить непротиворечивое истолкование всех священных текстов индуизма применительно к повседневному поведению человека. Отличительная черта миманса заключается в том, что она уделила больше внимания вопросам теории познания и логики.

Основные принципы школы

обрядность (ортопраксия)

антиаскетизм (отказ от различных ограничений)

антимистика.

В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния не может быть рационально объяснено, оно достижимо только с помощью знаний и сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение религиозного и общественного долга - дхармы, который заключается в выполнении обрядов и в подчинении запретам, налагаемым кастой. Следование дхарме приведет индивида к конечному освобождению. Миманса признает существование материального и духовного начал во вселенной.

2)Веданта

В ведантах существует два направления – адвайта и вишишта-адвайта. Основателем адвайты был Шанкара в 8 в. Согласно адвайте в мире не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности – Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачественен.

Согласно вишишта-адвайты, основоположником которого является Рамануджи, существует три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Без бога и душа и тело могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность.

Цель человека – освобождение от материального существования, которого можно достичь путем духовной активности, знаний и любви к богу.

3)Санкхья

Санхья представляет собой философию дуалистического реализма, создание которой приписывается мудрецу Капиле.

Данное учение признает существование двух первоначал во вселенной: материального – пракрити (материя, природа) и духовного – пуруши (сознание). Материально начало находится в постоянном изменении и развитии, подчинено закону причинно-следственной связи. Духовное начало – это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в котором оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом.

4) Йога

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.).

Согласно учению, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождение от материального существования.

5) Вайшешика

 Школа с данным учением уже существовала в начале II в. н. э.

Учение устанавливает семь категорий для всего существующего: субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. «Субстанция», «качество» и «действие» существуют реально.

«Общность», «особенность» и «присущность» – продукты умственной деятельности. Категория «особенность» играет особую роль в учении, так как в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из субстанций, обладающий качеством и действием.

6) Ньяя

Возникновение школы ньяя можно отнести к середине I тысячелетия до н. э. Возникновение данного учения связано с древним мифическим мудрецом Готамой. Согласно ньяе, существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того, во вселенной существует бесчисленное множество душ, которые могут быть связанными с материальными атомами, либо могут быть в свободном состоянии. Высшим духовным регулирующим началом является бог Ишвара. Бог не является создателем атомов, а только создает сочетание атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов. Учение признает четыре способа познания: ощущение, вывод, аналогию и свидетельство других людей.

Неортодоксальные школы.

 

1) Джайнизм

Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эpы. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей – Ваpдхамана (9-8 вв. до н.э).

В основе Джайнизма лежит учение о таттвах – сущностях, являющихся исходным материалом, из которого строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из которой строится знание. Две главные таттвы – это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (все, что не является душой).

Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, пpи котоpом возможно освобождение человека от стpастей. Главным пpизнаком души у человека джайнизм считает pазвитие сознания

2) Локаята (Чарвака)

Возникновение данного учения связывают с мифическим мудрецом Брихаспати, ряд постулатов приписывают Чарваке (поэтому иногда это учение называют «Чарвакой»)..

В основе Локаяты лежит учение о том, что все предметы состоят из четырех элементов: земли, огня, воды и воздуха. Элементы существуют вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких элементов они являются, и от пропорций, в которых эти элементы сочетаются. Сознание, разум и органы чувств тоже возникают в результате сочетания этих элементов. После смерти живого существа это сочетание распадается, его элементы присоединяются к элементам соответствующей разновидности неживой природы. Единственный источник познания – ощущение.

 


12.01.2017; 19:39
хиты: 106
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь