пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Билет №6

1. При Александре I (1801—1825 гг.)

В 1802 году было учреждено министерство народного просвещения. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.

Новые принципы в системе образования:

1.     бессословность учебных заведений,

2.     бесплатность обучения на низших его ступенях,

3.     преемственность учебных программ.

Предварительными правилами 1803 г. все учебные заведения были разделены на 4 разряда: 1) одноклассные приходские училища, заменившие малые народные училища, 2) 3-классные уездные училища, которые должны были быть в каждом уездном городе, 3) 7-летние губернские училища, или гимназии (бывшие главные народные училища) в губернских городах и 4)университеты.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ, созданное в 1803 г.

Появилось 6 университетов: в 1802 г. — Дерптский, в 1803 г. — Виленский, в 1804 г. — Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский. Территория России была разделена на 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах.

В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа.

В 1804 г. также вышел первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Появились первые привилегированные средние университетские заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 г. — Нежинский.

 

2. Воспитание на Северном Кавказе.

Человек, вырастивший много детей и устроивший их всех семейно, считал­ся выполнившим свое высокое предназначе­ние. Любовь или так называемое личное счастье никогда не выступали на первый план и были подчинены чувству долга перед супругом и семьей. Горец скитался на чужби­не, терпел невзгоды и лишения, чтобы семья не испытывала нужды и жена с детьми были прилично одеты и обуты.

К браку детей готовили с малых лет пси­хологически и практически. Сейчас в печа­ти распространяется девиз: «Женщине — женское, мужчине — мужское». Так вот у горцев воспитание всегда было сугубо по­ловым, т.е. дифференцированным по отно­шению к мальчикам и девочкам. Мать обу­чала дочку домоводству и кустарному про­мыслу. А отец уже с 8-10 лет брал с собой сына пасти скот или в отходничество. На­чиная с колыбельных песен детям внушали мысль о браке как о самом значительном событии в жизни человека, воплощающем мечту о личном счастье.

Почитание родителей — одна из главных моральных за­поведей горцев. Молодые не смеют в присут­ствии старших выяснять отношения между собой, проявлять свой характер. Почитание родителей — самая справедливая и гуманная традиция, ибо ничто человеку не может заме­нить того удовлетворения, которое он испы­тывает, доживая свои дни в обстановке любви и уважения благодарных детей. Привилеги­рованное положение старшего поколения устраивает всех, ибо молодые видят в этом и свое собственное будущее. У многих наро­дов есть притчи, мораль которых едина: как человек будет обходиться с родителями, так же будут обходиться с ним его собственные дети. Может быть, общеизвестное кавказское долголетие объясняется не столько природно-климатическими факторами, сколько разум­ным семейным укладом, в котором воплоти­лась вековая мудрость народа. А сколько у нас стариков живут в одиночестве или в по­стылых домах для престарелых, годами не слыша теплого слова, не ощущая заботли­вой руки родного человека?

У горцев главным направлением в подго­товке молодого поколения к жизни  основным средством вос­питания  был труд. Даже игрушки были уменьшенными копиями всевозможных ору­дий труда, используемых в быту и хозяйстве. Дети с малых лет вместе со взрослыми участ­вовали в производственном процессе. Спе­рва они только наблюдали и выполняли от­дельные поручения взрослых. С годами по­степенно привлекались к выполнению все более сложных и трудоемких производствен­ных операций и таким образом, к совершен­нолетию полностью овладевали всеми тонкостями нелегкого сельскохозяйственно­го или ремесленного труда. Мои родители утверждают, рань­ше многие школьники летом помогали роди­телям в колхозном производстве. Не было такого, чтобы сын механизатора не умел водить ма­шину или трактор. Так рождались трудовые династии хлеборобов, животноводов и меха­низаторов. Молодые люди вступали в само­стоятельную жизнь, проникнутые сознанием неразрывного единства труда и существова­ния, единения со взрослыми.

Нравственное воспитание начиналось с ранних лет. Первые нравственные представ­ления дети получали, овладевая родным язы­ком, который у каждого народа богат емки­ми и образными моральными критериями. Дагестанские семьи, как правило, много­детные. Наряду с родителями воспитательные функции возлагаются в них на старших детей в семье. Девочки, например, выхаживая малы­шей, задолго до замужества проходят основательную материнскую школу. Ситуация от­ветственности благотворно влияет и на стар­ших детей, вынуждая их заниматься самовос­питанием.

Народ своим коллективным разумом осознал, что воспитание нельзя ограничи­вать рамками семьи,что это — дело всего взрослого населения, всего общества. Горец, увидев ребенка, не остается безучастным, спросит его, что делает, куда идет, похвалит или сделает замечание. Если тот не проявит должной учтивости, обязательно скажет об этом родителям. Иногда, наблюдая на улице вызывающее поведение современных под­ростков, думаешь, не является ли это следст­вием безучастного отношения к ним окружа­ющих взрослых.

*К наиболее распространенным традиционным институтам, бытовавшим у горцев, относится обычай аталычества, т.е. передача детей на воспитание в другую семью. На факт популярности этого обычая указывал еще известный исследователь кавказского обычного права М.М. Ковалевский, который писал, что «едва ли какой другой горский обычай так известен в России, как аталычество» [85. 313]. Такая известность этого обычая объясняется тем, что все путешественники и исследователи Кавказа пытались выявить генезис и распространенность этого обычая отдачи своих детей на воспитательство в чужие руки, столь долго бытующего у горцев.

Наиболее ранним упоминанием о кавказском аталычестве являются

сведения арабского ученого Ибн Халдуна (XIV-XV вв.), относящиеся к 1227 г. В них в частности упоминается «малолетний государь Дербента» и его аталык [91. 47] . Эти сведения подтверждаются итальянским путешественником XV века Дж. Интериано, который писал: «Лишь только сыну знатного исполнится два или три года, его отдают на попечение одного из слуг» [54. 34] .

В русских источниках первое по времени сообщение об аталычестве как обычае, находится в «Описании кабардинского народа», составленном в 1748 г. советником Коллегии иностранных дел В. М. Бакуниным. «Каждый владелец, — говорится здесь, — детей своих при себе иметь и их своими глазами видеть до глубокой своей старости не может, и для того новорожденной владельческой сын тотчас отдается к дятке, одному из ближних узденей, который сыщет ему и кормилицу, а при возрасте обучает его стрелять из лука и из пищали и саблями рубиться и колоться и прочим военным по их обычаю экзерцициям» [75. 159].

Более пространное и содержательное описание того же порядка дал затем П. С. Потемкин в «Кратком описании о кабардинских народах» 1784 г. Как только, сообщает Потемкин, у владельца родится мальчик, его отдают кому-нибудь из узденей, который должен его воспитывать и содержать на своем иждивении до его совершеннолетия. В награду за это питомец отдает своему воспитателю девять десятых всякой своей добычи. Точно так же каждая мать, какого бы она рода ни была, отдает свою новорожденную дочь на воспитание в чужую семью. «Отец, - пишет далее Потемкин, - видит своего сына в первый раз лишь тогда, когда у сына рождается первый ребенок. Тогда отец снимает с жены сына ту шапку, которую девушка носит до замужества и рождения у нее ребенка. Одновре-

менно отец дарит сыну дом, скотину и пр., по своему состоянию» [75. 360-361].

Потемкин же впервые попытался дать и объяснение описываемого им порядка: дети отдаются на воспитание в другую семью, «дабы чрез то не допустить юность вкусить негу, на которую горячность родителей невольно иногда попускают»


хиты: 147
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь