пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Русская правда о расслоении русского общества.

Русская Правда и ее историческое значение 

Законодательным памятником раннефеодального права является Русская Правда, которая дошла до нас более чем в 100 списках (то, что сегодня называется копиями; тогда они переписывались от руки). По содержанию они не повторяют друг друга, хотя и являются копиями одного законодательного акта. Ученые систематизировали 127 списков и разделили на три группы, близкие по содержанию. 

1. Древнейшая редакция Русской Правды, так называемая Краткая, которая состоит из двух частей – Правды Ярослава и Правды Ярославичей. Источник Правды Ярослава – обычное право, а Правда Ярославичей основана на нормах обычного права, законодательстве и судебной практике князей. 

2. Пространная Правда, состоящая из Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Ее источниками были законодательство князей и судебная практика. 

3. Сокращенная редакция. 

Таким образом, на самом деле никогда ни Краткой, ни Пространной Правды не существовало. Это систематизация более 100 списков, которые дошли до нас. Краткая и Пространная редакции Русской Правды были созданы в Киеве, а Сокращенная редакция из Пространной возникла в Москве. Это связано с тем, что надо было создать правовую основу процесса централизации. Русская Правда является законом, в котором присутствует множество родоплеменных пережитков (особенно в Пространной редакции, в Краткой – меньше). Например, «око за око, зуб за зуб» – месть как форма возмещения понесенного ущерба. Краткая редакция (XI в.) еще не фиксирует расслоения общества. Родоплеменное общество не знает ни расслоения, ни понятия «частная собственность». Пространная редакция Русской Правды говорит о правовом положении различных категорий населения: закупах, рядовичах, холопах. Закупом назывался крестьянин, который взял у владельца землю под определенную обработку (купа – «купил»). Рядович – разновидность закупа. Если закуп был связан с обязательством отработать, то рядович оформлял письменный договор. Ряд – это договор (отсюда – «рядился», «подрядился»). Холопы были бесправны. Жизнь их охранялась законом не как самостоятельная ценность, а лишь как имущество, принадлежащее какому-то хозяину. Они не являлись субъектом права, так как «зане суть не свободни» (ст. 46 Троицкого списка Русской Правды). Но холопы древнерусского государства все же отличались от рабов античного мира. У них были некоторые малозаметные черты правосубъектности. Позже они сближались с крестьянами. Главной отличительной чертой древнерусского холопства было не столько его правовое положение, сколько практическое использование. Холопы использовались не столько в процессе производства, сколько в быту, в роли слуг. Со временем развивается процесс их привлечения к крестьянскому труду. Терминологическая тонкость древнерусского права в том, что слово «холоп» Русская Правда относит не только к мужчинам, но и к несвободным женщинам, именуемым робами. Собирательное имя для тех и других – челядь, чадь. В статьях Русской Правды отражены вопросы гражданского права; обязательства из договоров (были известны такие виды договоров, как мена, купля-продажа, заем, поклажа, личный наем); брачно-семейного, процессуального, наследственного, уголовного права. Особенности феодального права как права-привилегии ярко выражены в статьях Русской Правды, относящихся к уголовному праву. Личность и имущество холопов вообще не защищались, а личность и имущество лично зависимых крестьян охранялись в меньшей степени, чем независимых людей, в особенности феодалов. То же касалось и женщин. Памятники светского права позволяют сопоставить степень наказуемости за одно и то же преступление представительниц разных классов. В Русской Правде понятие преступления трактовалось как «обида» вне зависимости от того, был нанесен материальный, моральный или физический ущерб. Устав князя Ярослава показывает зависимость меры наказания от социального статуса женщин в древнерусском обществе. Церковная литература (епитимийная, учительная и нормативные акты) абстрактно трактуют эти вопросы, и положение женщины как субъекта права определяется ее непринадлежностью к холопскому сословию. Необходимо рассмотреть законодательством Древней Руси защиту прав женщин различных социальных слоев и ответственность за преступления, совершенные по отношению к ним, а также ответственность самих женщин за преступления, преступные действия. В феодальном законодательстве этого периода зафиксированы разные виды преступлений, совершаемых по отношению к женщинам. Русская Правда дает возможность судить о цене жизни представительниц разных классов и социальных групп. За убийство рабы или холопа (ст. 89) вира не платилась. В РП не предусматривалась защита жизни независимой женщины, а уделялось внимание только материальному ущербу, который наносило феодалу убийство принадлежащих вотчинному хозяйству ремесленницы, кормилицы и просто рабы (ст. 15–17 Пространной Правды). Значило ли это, что жизнь женщины не была защищена и ее мог убить каждый? Нет, так как Церковное законодательство, судя по Уставу князя Ярослава о церковных судах, охраняло честь замужней женщины и дочери и наказывало не только изнасилование, но и избиение, и оскорбление словом. Памятники права, объединявшие светские и церковные нормы, такие как международные договоры Новгорода с Готским берегом конца XII в., Смоленска с Ригой 1229 г. и середины XIII в., также охраняют честь женщины. Но церковное законодательство не устанавливало ответственности перед церковной властью за убийство женщины. Это свидетельствует о том, что такое преступление подлежало не церковной, а светской юрисдикции – княжеской. Половинная ставка (по ст. 88) уголовного штрафа за убийство женщины по сравнению с мужчиной находит аналогию в половинной ставке штрафа за оскорбление женщины в краткой редакции Устава князя Ярослава о церковных судах: за острижение головы и бороды там установлено 12 гривен (кун), за избиение чужой жены – 6 гривен (кун). «Тем же судом судити» – это означает, что процедура установления виновного в убийстве и суда та же, что при убийстве мужчины. Появление в списках Пушкинской и Карамзинской групп слова «виновата» показывает, что позднейший редактор правды XIII–XIV вв. видел различие в том, были ли виновные действия со стороны женщины или нет. В конце XIV в. Уставная Двинская грамота князя Василия Дмитриевича оправдала убийство рабынь их собственными господами. Русская Правда особо выделяла положение рабы-наложницы, воспитывающей детей, прижитых от феодала. После его смерти «робичичи» вместе с матерью становились свободными. По РП штраф за убийство несвободной женщины, но не холопки был равен штрафу за убийство рабыни. Убийство ремесленницы каралось 12 гривнами. Такое преступление, как dehonestatiomulierisобесчещение, оскорбление чести, появилось в феодальном законодательстве XI в. Оскорбление словом женщины из семьи феодалов наказывалось по Уставу князя Ярослава штрафом в 5 гривен золота в пользу пострадавшей, а оскорбление женщины из семьи крестьянина – штрафом в 1 гривну серебром. К оскорблениям чести путем совершения непристойного поступка, действия относилось изнасилование («пошибание»). РП не рассматривала этот вид преступления. Такое преступление по отношению к несвободным женщинам и холопкам не влекло за собой уголовной ответственности, если субъект, его совершивший, был владельцем пострадавшей. В этом случае преступнику полагалось церковное наказание (епитимья): год поста и дача «ответа» представителям церкви. Церковный закон в качестве компенсации за вред, нанесенный женщине-рабыне, предписывал ее обязательное освобождение. По нормам ПР РП наложница обладала правом получения свободы только после смерти холоповладельца. Если субъект, совершивший насилие над рабыней, являлся посторонним лицом, его преступление было уголовно наказуемым, и он отвечал за него по светским законам. Договор Новгорода с Готским берегом 1189–1199 гг. одним из первых защитил честь холопок. Изнасилование несвободной женщины каралось 15 гривнами штрафа. Разница в штрафах за это преступление пропорционально соответствовала различию между пенями за убийство женщин из категорий рабынь и «простой чади» (зависимых). За совершение насилия над женщинами свободного сословия была установлена более внушительная кара. В договоре 1189–1199 гг. за изнасилование свободной женщины вменялся такой же штраф, как за убийство новгородца. Соглашение Смоленска с Ригой и Готским берегом XIII в. допускало убийство преступника на месте преступления. «Пошибание» боярских дочерей каралось штрафами в золотых гривнах. По церковным законам прелюбодей должен был заключить брак и получал 2 года епитимьи. Для независимого населения уголовного наказания за нанесение побоев жене или мужу предусмотрено не было. Церковь назначала мужу 6 лет епитимьи, а супруга могла с ним развестись. На посторонних мужчин налагался штраф 6 гривен (без социальных градаций).По Псковской Судной грамоте муж мог требовать с избившего «годовщину» – штраф за убийство. Сын за избиение матери наказывался «волостельской казнью» и пострижением в монашество. Женщины всех сословий, кроме рабынь, были субъектами права, дееспособными и несли ответственность за преступления. За проступки холопки нес ответственность ее владелец. Размеры ответственности за преступления женщин не оговаривались светским законодательством. Штрафы дифференцировались в зависимости от социальной принадлежности, а не пола. Церковные нормативы предполагали наказания за прелюбодеяние (развод), муж имел право на развод с женой по ряду поводов, приравниваемых к супружеской измене.   Устав Ярослава выделил статью о женских драках, о воровстве. То есть в X в. сложилась система индивидуальной уголовной ответственности.Видами наказаний были: смертная казнь, поток и разграбление, вира (штраф), продажа (денежный штраф в пользу князя). 

Виды преступлений перечислены ниже. 

1. Против телесной неприкосновенности (ранение, побои, отнятие руки, ноги, глаза). 

2. Преступления против чести: оскорбление действием (вырывание бороды, усов, выбивание зубов, толкание) и словом. 

3. Преступления против имущества: кража – «татьба», кража из закрытого помещения, конокрадство, порча межевых знаков, поджог жилого и нежилого помещений. 

4. Преступления против церкви: церковная кража; разграбление могил; посечение крестов; ввод в церковь животных и птиц; моление под овином, в рощах, у воды; колдовство. 

Русская Правда была кодексом древнерусского права. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права. 

    Русская Правда»: о социальной структуре древнерусского общества. 

  

Причина по которой можно судить о социальной структуре населения по кодексу законов следующая: статья в законе появляется за необходимостью, т. е., например, если есть статья, предусматривающая штраф за грабеж, значит он является не редким явлением в обществе, т. к. посчитали нужным нести за него наказание. 

РП – старейший древнерусский свод законов. 

РП состоит из трех частей: 

1.                  «Правда Ярослава» или «древнейшая правда» (ок. 1015 (Пятецкий и др.)  или 1036 г. (Сахаров)).   

2.                  «Правда Ярославичей», 1076 г., созданная в период народных движений. 

3.                  «Устав Владимира Мономаха», 1113 г. 
 

Существовало свободное население. 
 
Было представлено свободными общинниками, которых РП называет «людьми». Древнерусская община (вервь) обладала своей территорией, за которую отвечала перед государством. Так, если на ее земле обнаружится труп, вервь была обязана найти убийцу или заплатить т. н. дикую виру. Если убийцей оказывался член общины, то община помогала ему заплатить виру (штраф), если он, конечно, не жил грабежом и разбоем. Разбойника вервь могла выдать на «поток и разграбление» (см. далее). Так же общинник не мог рассчитывать на помощь общины в случае, если он когда-нибудь не вложился в «дикую виру». 
 
Зависимое население. 
А) Челядь – историки спорят о их положении. В период русско-византийских войн – рабы. В ПВЛ их упоминают на уровне рабов. 
 
Б)  Смерд  - три точки зрения: 

-                все сельское население, постепенно превращающееся из свободного крестьянства в зависимое; 

-                только крестьяне, сидевшие на государственной земле и обложенные данью; 

-                особая группа полузависимого сословного населения. Положение смерда было двойственным. В отличии от раба смерд имел семью и имущество, платил штраф за проступки. Но юридически не был полноправным. 
 
В) закуп – брали ссуду у господина и отрабатывали ее в его хозяйстве, могли иметь собственное хозяйство и имущество. 
 
Г) Холоп – фактически рабы, т. к. виры в нем нет. За его смерть платили хозяину 5 гривен, или отдавали другого холопа. Так же был штраф за укрывательство чужого холопа. 
 
О княжеских холопах (тиуны, сельские и ратайные старосты, огнищане) будет сказано ниже. 
 
Пути поступления в холопство («Устав о холопстве»): 

-         самопродажа, в частности так делали изгои – люди выгнанные из общины (лучше иметь кров и пищу, чем жить в бедности); 

-         женитьба на рабе без ряда (договора) с ее господином; 

-         поступление в тиуны без ряду с князем; 

-         совершение тяжкого преступления, без выплаты виры государству; 

-         наследственное холопство. 
 
Если холопка забеременела от господина, то после его смерти, она и ребенок были свободны. 
 
  
 
Князь, его хозяйство: 
 
Это – вотчина, дом (хорома, дворец), и др. объекты находящиеся на территории вотчины. 
 
Были высокие штрафы за нарушение границ вотчины, за переметку столбов, деревьев, определяющих границу вотчины,  или кражу княжеского имущества. 
 
Административный аппарат княжеской вотчины (довольно привилегированные люди): 

1.     бояре – огнищане; 

2.     подъездные княжи – сборщики налогов; 

3.     тиуны – управители отдельных хозяйств; 

4.     Старосты (ратайный следил за работами на пашне); 
 
Не привилегированные: 

5.     Сокольничьи – люди для охоты; 

6.     Кормилицы (няньки); 

7.     Обслуживающий персонал (челядь). 
 
  
 
Виды преступлений по РП: 
 
А) против личности: убийство (а так же против государства, т. к. государство наказывало виновного – штрафом) оскорбление, телесные повреждения. 
 
Б) имущественные: покушение на чужое имущество (тать – вор).   
 
  
 
Виды наказаний по РП: 

1.     В «Правде Ярослава» еще есть кровная месть, но в РП Ярославичей уже нет.  
 
Божий суд: 

-                      испытание огнем (клали уголь на язык); 

-                      испытание водой (напр., проверяли колдуний). Связывали руки и ноги веревкой, кидали в воду, а если не виноват, то Бог спасет и связанный выплывет; 

-                      Судебный поединок. Спорящие сходились в схватке на одинаковых условиях, выигравший ее, выигрывал судебную тяжбу;  

2.     «Отдать на поток и разграбление» - полная конфискация имущество, обращение в холопы преступника и его семьи. 

3.     Денежные штрафы. Штраф за убийство княжеского тиуна предполагал 40 гривен. Свободного человека – 40 гривен. 5 гривен – платился господину за убийство холопа. Отсечение ноги или руки 20 гривен (вира, т. е. штраф государству) и 10 гривен («головничество» - плата за голову родственникам). 

-                                        смертной казни не было. 


09.01.2017; 21:21
хиты: 58
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь