62 Творчество Уильяма Хогарта
Расцвет национальной школы живописи в Англии начинается с Уильяма Хогарта (1697— 1764), в лице которого английское искусство сблизилось с передовой английской литературой и театром первой половины XVIII в. Хогарт как гравер сложился быстрее живописца. В гравюрах он обращается к самым широким кругам Англии, изображая современную жизнь и делая предметом сатиры все отрицательные ее стороны: распущенность нравов, продажность суда, разложение армии. Серии живописных полотен: «Карьера проститутки» (6 картин), «История распутника», «Модный брак».
Хогарт занимался и исторической живописью, религиозными сюжетами, но, несомненно, «высокая живопись» не отражала полностью представлений художника о задачах искусства и не давала реальной почвы для его практической деятельности. Истинный Хогарт — это жанровые картины и гравюры, в которых он показал социальную жизненную драму несколько прямолинейно, но без всякого иносказания, в доступной и ясной форме. В этом огромное значение Хогарта, определившее его место и роль в английском искусстве.
На протяжении всей творческой жизни Хогарт обращался к портрету. Это и групповые, так называемые разговорные портреты («Семья Строуд», «Семья Фаунтин»), и портреты парадные («Епископ Хоудли»), собственные портреты («Автопортрет с собакой»). Но наибольшей славой среди портретов Хогарта пользуется изображение «Девушки с креветками». Хогарту удалось создать в этом портрете английский тип девушки из простонародья, обаятельной, жизнерадостной, излучающей свежесть и здоровье, такими приемами пленэрной живописи, которые предвосхитили колористические искания следующего столетия.
Считается, что Хогарт был первым художником английского Просвещения и первым же живописцем-просветителем в Европе, что до Хогарта в Англии не было великой живописи Большое влияние Хогарт имел на графику второй половины XVIII в. Свои эстетические взгляды Хогарт изложил в трактате «Анализ красоты»