61Творчество Поля Гогена
Поль Гоген (1848–1903), французский живописец. В юности служил моряком, работал биржевым маклером в Париже. В 1870-е годы Поль Гоген начал заниматься живописью, принимал участие в выставках импрессионистов. С 1883 всецело посвятил себя искусству, что привело Гогена к нищете, разрыву с семьей, скитаниям. Работал вместе с Винсентом Ван Гогом. Непринятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам. В 1891 Гоген уехал на остров Таити (Океания) и после кратковременного возвращения во Францию поселился на островах навсегда. Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений (“Видение после проповеди”) сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы – “синтетизма”, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины (“Кафе в Арле”). Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой (“А, ты ревнуешь?”, “Жена короля”, “Сбор плодов”; “Женщина, держащая плод”). Гоген работал также в области скульптуры и графики.
«Видение после проповеди», «Модлен Бернар», «Кафе в Арле», «А ты ревнуешь?», «Большие деревья», «Вайрумати», «Две девушки», «День святых», «Жена короля», «Женщина, держащая плод», «Женщины Таити», «Когда же замуж?», «Никогда», «На побережье», «Одна», «Пробуждение духа мертвых», «Сбор плодов», «Таитянский пейзаж», «У моря».