МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР
Интеллектуально-познавательные игры (известные также как эрудиционы, викторины) — на сегодняшний день одна из самых популярных форм работы с детьми.
О том, как придумать новую игру, как разработать ее правила и игровой сюжет, как правильно подобрать для игры вопросы, идет речь в этой статье.
Мы живем в мире, где каждый предмет или явление как-либо называются. Не будь так, людям было бы трудно понимать друг друга. Поэтому одна из первоочередных забот родителей, у которых появился малыш, изобретателей, открывших ранее неведомый процесс, — дать этому ребенку, изобретению, открытию имя, название. Наличие имени, названия у всего, что есть в этом мире, — атрибут, закон, правило нашей цивилизации.
Но, как известно, всякое правило предполагает исключения. Так, например, явление, о котором пойдет речь в этой статье, известно людям уже несколько тысячелетий, но общепринятого, зафиксированного в словарях и справочниках названия до сих пор не имеет. Этому явлению можно дать такое определение: «... — специально организованное соревнование в эрудиции и логике, проводимое по заранее определенным правилам».
Описания подобных соревнований можно встретить уже в древних мифах. Там очень часто положительные герои вступали в схватку с отрицательными, используя в качестве оружия не мечи и копья, а умение логически мыслить и находить правильный ответ на предложенную загадку
Поскольку отсутствие названия может привести к трудностям в общении, постольку из этой парадоксальной ситуации должен был быть найден какой-то выход. И он действительно был найден, точнее, не найден (его никто и не искал), а просто стихийно возник. И заключается он в том, что каждое отдельное соревнование в эрудиции получило свое собственное название, а некоторые собственные названия стали употребляться как нарицательные.
На сегодняшний день сложилась такая ситуация: существуют десятки телевизионных игр – соревнований в эрудиции, известных всей стране, существуют сотни игр-соревнований, не попавших на телеэкран и не имеющих массовой известности, все эти игры-соревнования имеют собственные названия, но нет такого названия, которое могло бы объединить все эти разные по правилам, но сходные по сути игры в одно сообщество, в одну гильдию, в один класс. В любой другой сфере жизни такая ситуация выглядела бы просто анекдотичной: представьте, что четвероногих животных — друзей человека зовут Шариками, Тузиками, Барбосами и Жучками и при этом не существует такого слова, как «собака». Увы, этот анекдот, парадокс, абсурд реален: нет ни одного общепринятого понятия, которое можно было бы безапелляционно поставить взамен многоточия в вышеприведенном определении.
Правда, есть несколько претендентов на это место. Среди них такие слова и словосочетания, как «эрудицион», «интеллектуальная игра», «викторина», «турнир эрудитов», «конкурс знатоков», «познавательная игра». Поскольку все эти термины с незначительными оговорками можно назвать синонимами, поскольку любой из них вправе претендовать на вакантное место. Но все же шансы этих слов не равны.
Очень велики шансы у слова «эрудицион». Во-первых, оно происходит от латинского «eruditio» («ученость», «познания»), а латинское происхождение всегда ценится в терминологиях и классификациях. Во-вторых, это короткое слово (так же, как «диспут», «экскурсия», «выставка»), а это немаловажно при частом произнесении. Но у этого слова есть и недостатки: произнесенное по-английски, слово означает само явление эрудиции, но никак не игру, соревнование, в основе которых эта эрудиция лежит. Поэтому в нашей стране это слово может быть принято за обобщающий термин, но на международной арене его ждет фиаско.
Шансы слова «викторина» велики только на первый, отнюдь не пристальный взгляд. Дело в том, что «викторина» происходит не от слова «виктория», то есть «победа», как думают многие, оно происходит от имени Виктор. Когда-то, еще в 20-е годы, редактор одного из журналов не знал, под какой рубрикой поместить серию познавательных тематических вопросов, которые принес в редакцию некий молодой человек. И тогда, недолго думая, редактор назвал рубрику «Викторина», так как молодого человека звали Виктор. По этой причине слова «викторина» нет ни в одном иностранном языке.
Очень малы шансы у таких словосочетаний, как «турнир знатоков», «бой интеллектуалов», «конкурс эрудитов». Вообще-то все эти названия идеально отражают сущность явления: первое слово указывает на соревновательный характер происходящего, а второе конкретизирует, в чем именно соревнуются участники — в эрудиции, в умении мыслить. Но у этих названий есть один недостаток — в них нет солидности, у них какой-то несерьезно-подростковый имидж (если, конечно, можно так говорить о названиях). Такими терминами уместно пользоваться в школе, но когда в подобных конкурсах-турнирах участвуют взрослые, к их интеллектуальным забавам желательно применить какое-то иное, более степенное и респектабельное название.
Словосочетания «интеллектуальная игра» и «познавательная игра», взятые по отдельности, малопригодны для обозначения соревнований в эрудиции и логике. Ведь к «интеллектуальным играм» можно отнести и преферанс, и шахматы, да и про футбол в последние годы часто говорят: «Сегодня футболисты демонстрируют очень интеллектуальную игру». А «познавательные игры» вбирают в себя все многообразие настольных, развивающих игр. Даже когда два этих прилагательных берутся в связке, получившийся новый термин «интеллектуально-познавательные игры» остается достаточно широким, он не укладывается в рамки определения, он может обозначать игры, не являющиеся соревнованиями в эрудиции. То есть понятие «интеллектуально-познавательные игры» масштабнее, чем «эрудицион», «викторина» или «турнир эрудитов». Но тем не менее, в заголовок статьи вынесено именно это понятие. Это сделано осознанно. И главный довод, который перевесил чашу весов в пользу этого термина, заключается в слове «игра». В последние десятилетия к игровой деятельности человека обращено пристальное, повышенное внимание, игра перестала восприниматься как нечто из жизни дошкольников, игровые методы используются для решения очень серьезных проблем, возникли даже предназначенные специально для взрослых «инновационные», «продуктивные», «позиционные», «имитационные» и другие игры. На фоне этих звучных названий вполне современно и солидно будет смотреться и термин «интеллектуально-познавательные игры». В соседстве с названиями других деловых игр этому термину легче завоевать место под солнцем, то есть в многочисленных пособиях по теории, методике, организации игры.
Какой термин закрепится за описываемым явлением в будущем — покажет само время. А в статье в дальнейшем названия «эрудицион», «турнир эрудитов», «интеллектуально-познавательная игра» будут использоваться как синонимы.
Вопрос о названии рассматривается так подробно не случайно. И дело не в том, что с появлением названия появляется предмет разговора. Дело в том, что наличие названия позволяет сгруппировать явления одного порядка в некую целостность и изучать именно эту целостность, а не отдельные, единичные ее проявления. Другими словами, благодаря названию можно говорить о «методике организации интеллектуально-познавательных игр» и не рассматривать отдельно «методику организации игры «Брэйн-ринг», отдельно «методику организации игры «Интеллектуальный хоккей» и т.д. Кроме того, имея название и понимая, что все разнообразные интеллектуальные игры есть вариации одного и того же явления, можно находить новые вариации этого явления, то есть придумывать новые интеллектуально-познавательные игры («новыми» они будут, конечно, только по отношению к уже существующим). Таким образом, наличие названия не только теоретически необходимо, но еще и практически полезно.
С точки зрения педагогики интеллектуально-познавательные игры обладают огромным воспитательным потенциалом. Конечно, потенциал одного отдельно взятого эрудициона незначителен, одна игра не позволяет решить какие-либо воспитательные задачи (за исключением одной — обеспечить занятость ребенка на время игры)- Но когда интеллектуально-познавательные игры организуются в школе как система, когда в классах возникают долговременные команды и клубы знатоков, тогда эрудиционы могут дать детям очень многое.
Во-первых, система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний.
Во-вторых, момент соревновательности позволяет ребенку оценить свои возможности, а в случае победы — утвердиться в глазах сверстников.
В-третьих, наличие команды или клуба способствует развитию у детей навыков коллективной мыследеятельности, совместного поиска решения проблемы...
Можно продолжить этот перечень и отметить, чем эрудиционы полезны детям в-четвертых, в-пятых и в-шестых. Но необходимо всегда помнить, что любой воспитательный потенциал может и не реализоваться, возможное становится действительным лишь при грамотной организационной работе со стороны тех, кто готовит и проводит эрудицион.
Все интеллектуально-познавательные игры, как уже было сказано, независимо от их названий обладают сходными чертами, а их подготовка и проведение осуществляются по одному организационному алгоритму. Но прежде чем раскрыть этот алгоритм, необходимо выделить сходные черты, которые присущи всем без исключения эрудиционам. Ведь именно тому, что объединяет все игры, и предстоит уделить основное внимание во время подготовки игры.
Вот три ключевых признака любой интеллектуально-познавательной игры:
1. Наличие специальных вопросов, на которые следует ответить во время игры ее участникам.
2. Наличие специальных правил, придерживаясь которых, следует отвечать на вопросы.
3. Наличие игрового сюжета, игровой интриги, которая является внешней «оболочкой» игры.
На каждом из этих компонентов следует остановиться подробнее.