пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

12. Лос-Анджелесская школа в современной урбанистике. Главные представители. Направления исследований.

Современная урбанистика демонстрирует необычайное многообразие теорий и направлений исследований. Они не только предлагают широкий спектр новых идей и подходов, но и находятся в тесной связи с политическими и экономическими событиями современности.

Лос-Анджелесская школа заявила о себе в самом начале последнего десятилетия ХХ в. Первым о ней упомянул М. Дэвис (М. Davis) в работе “Кварцевый город” (“City of quartz”), впервые опубликованной в 1990 г. Наиболее известными представителями данной школы, безусловно, являются М. Дэвис и Э. Сойя, однако заслуга ее популяризации принадлежит более молодым исследователям, работающим также в Лос-Анджелесе — M. Диару (M. Dear) и С. Фласти (S. Flusty).

В 1980-е гг. в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса и в университете Южной Каролины группа ученых приступила к исследованию процессов переструктурирования города. Объектом исследования стал Лос-Анджелес. Уже в начале 1990-х гг. исследователи обратили внимание на тот факт, что урбанистские формы и процессы даже в США больше не соответствуют классическим моделям Чикагской школы. Они не нашли города с концентрическими зонами, упорядоченными доминирующим центром. Лос-Анджелес предстал перед ними как полиядерный урбанизированный регион, в котором центр слишком слаб для того, чтобы навязывать какой-либо порядок различным его частям. Главной характеристикой современных городов представители ЛосАнджелесской школы считают стремление к децентрализации, которое предполагает формирование полицентричного образования и сопровождается интенсивным процессом субурбанизации.

Э. Сойя и А. Скотт считают Лос-Анджелес столицей ХХ в., в одной из статей применительно к Лос-Анджелесу они используют несколько терминов одновременно, называя его агломерацией (agglomeration), мегаполисом (megacity) и метрополисом (metropolis). Тем самым американские социологи подчеркивают сложность и неоднозначность современных урбанистических образований, которые уже невозможно анализировать, используя центральное понятие Чикагской школы — “город” (city). Главная цель Э. Сойи и А. Скотта состоит в том, чтобы привлечь внимание исследователей к новым проблемам, с которыми столкнулись города в конце ХХ в. Современный Лос-Анджелес, по их мнению, лучше всего отражает трансформации капитализма, демонстрируя одновременно черты глобального процесса урбанизации и ее региональные особенности.

Э. Сойя выделил шесть признаков, свойственных постмодерному городу:

1) региональный;

2) постфордистский;

3) мировой;

4) дуальный;

5) дисциплинирующий;

6) потребительский, «город-симулякр».

Таким образом, указав на несостоятельность классических схем при анализе современных урбанизационных процессов, исследования Лос-Анджелесской школы также продемонстрировали, что современная урбанистика не являет собой единство в методологическом плане. Об этом свидетельствует отсутствие общего понятийного аппарата для обозначения больших городов.

Лос-Анджелесская школа сделала ряд важных теоретических выводов относительно того, как развиваются города в позднекапиталистических обществах.

Основной проблематикой урбанистских исследований всегда были пути и способы, следствием которых стали социальные и пространственные различия, а последние являются как двигателем, так и результатом процесса урбанизации. В своем обращении к этой проблематике Чикагская и Лос-Анджелесская школы опираются на различные теоретические традиции.

 

Чикагская школа

Лос-Анджелесская

Исходя из теорий Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма и Г. Спенсера, представители Чикагской школы утверждали, что город дифференцируется посредством функций и пространства, интегрируется вторичными социальными институтами, в результате чего он являет относительную стабильность и равновесие.

Представители Лос-Анджелесской школы опираются на марксистские и постструктуралистские подходы и интерпретируют город как образование, радикально различное внутри себя, радикально конфликтное, радикально открытое, а также как пространство, которое продуцирует постоянные срывы, кризисы и изменения.

Теоретическая особенность - в стремлении сочетать элементы марксистских, постструктуралистских и постмодернистских теорий в целях разработки концептуального подхода, способного постичь в высшей степени дифференцированные города позднекапиталистических обществ.

 

            Итак, рассмотрим наиболее распространенные понятия современной урбанистики.

Два различных англоязычных термина “megacity” и “megalopolis” зачастую переводятся на русский язык одинаково — “мегаполис”. Хотя в англоязычной литературе можно встретить различные варианты их понимания. Некоторые авторы трактуют эти термины как разные понятия, другие считают возможным их использование как синонимов.

В 1970-е гг. ООН стала использовать термин “megacity” для обозначения городских поселений с численностью населения 8 млн человек и более. В 1990-х гг. ООН подняла минимальную численность населения “megacity” до 10 млн человек. Термин “megalopolis” был введен в научный оборот франко-американским исследователем Ж. Готтманном для обозначения высокоурбанизированной зоны на восточном побережье США (Ж. Готтманн в работе “Мегалополис: урбанизированное северо-восточное побережье США”, опубликованной в 1961 г., подробно описал район между Вашингтоном, Нью-Йорком и Бостоном, который и назвал мегалополисом). Ж. Готтманн указывал на то, что в дословном переводе с греческого “мегалополис” обозначает “очень большой город”. С тех пор в англоязычной литературе мегалополисом принято называть огромные урбанизированные регионы, объединяющие несколько городов.

Метрополис (metropolis), согласно определению одного из словарей, представляет собой город, в котором находится резиденция правительства или церковной власти и который является культурным или финансовым центром, т.е. это главный (хотя не обязательно столичный) город страны, штата, региона. В том же словаре указано, что довольно часто данный термин используется для обозначения любого большого города, однако четких критериев для выделения больших городов не предложено, хотя очевидно, что они необходимы, иначе понятие становится слишком неопределенным.

Это очевидно даже при сравнении тех критериев, по которым в разных странах выделяются просто города. Например, в Дании, для того чтобы населенный пункт был обозначен как город, достаточно, чтобы в непосредственной близости друг от друга проживали 250 человек, в Канаде — 1000 человек, в Греции — 10 000 человек.

Постметрополис (postmetropolis) — термин, который предложил представитель Лос-Анжелесской школы Э. Сойя. По его мнению, постметрополис — это результат очередной урбанистической революции, в результате которой произошло переосмысление идеи пространства, так как границы между городом и пригородом стали размытыми, оказалось невозможно анализировать город без учета того, что находится за его пределами.

По словам Э. Сойи, “Постфордистская реструктуризация экономики, интенсивный процесс глобализации, коммуникационная и информационная революции, детерриториализация и ретерриториализация культур и идентичности, переустройство городских форм и социальных структур совместно с множеством других сил способствуют переходу к постметрополису и значительно меняют наше городское видение, размывая его некогда четкие границы и смыслы, а также создавая новые способы мышления и действия в городской среде”. Э. Сойя, используя термин “постметрополис” и противопоставляя его “позднемодерновому метрополису”, оговаривается, что позднемодерновый метрополис не исчез и не оказался чем-то замещенным. Новые процессы урбанизации накладываются на старые и в совокупности предстают во все более сложных сочетаниях. Э. Сойя указывает на то, что изменения, фиксируемые термином “постметрополис” и описываемые современной теоретической урбанистикой, носят повсеместный характер. При этом Э. Сойя констатирует утрату социологией ведущих позиций в концептуализации новых процессов урбанизации и постметрополиса.

Агломерация (agglomeration) — как правило, характеризуется как урбанизированный район без четких границ, состоящий из нескольких населенных пунктов и их пригородов, объединившихся в процессе расширения отдельных городов. ООН дает несколько иное определение агломерации, рассматривая ее как урбанизированный район, включающий в себя крупный город в центре и комплекс населенных пунктов вокруг него.

Можно сделать вывод о том, что современная урбанистика не является единой в методологическом плане, однако при всей сложности теорий развития мирового урбанистического процесса и различиях, в них наблюдаемых, можно заметить, что все они указывают на современность как на новый и специфический этап в развитии городской цивилизации, определяемой процессами общего переструктурирования экономической и социальной жизни на фоне процессов глобализации. Многообразие и неоднозначность понятийности урбанистики в конце ХХ — начале XXI в. свидетельствуют о сложности предметного поля исследований и нерешенности многих методологических проблем. Эта ситуация, несомненно, является отражением тех стремительных изменений в современном обществе, которые приводят к серьезной трансформации урбанистической среды. Вместе с тем можно констатировать оформление контуров нового урбанистического дискурса, который отражает ключевые черты социальной реальности современного города. Это позволяет надеяться на формирование единого пространства смыслов и концептов и универсального понятийно-категориального аппарата урбанистики в ближайшие годы.

            Эдвард Сойя (1940-2015). Работы:

  • Постмодернистские географии: переосмысление пространства в критической социальной теории (1989);
  • Третье пространство: путешествия в Лос-Анджелес и другие реальные и воображаемые места (1996);
  • Постметрополис: критические исследования городов и регионов (2000);
  • Сойя Э.У. Как писать о городе с точки зрения пространства? (2008);
  • Мой Лос-Анджелес: от городской перестройки к региональной урбанизации (2014) и другие.

 

“тюремный город” или “тюремный архипелаг” и увязывается Э. Сойей с творчеством М. Дэвиса, который в своих произведениях, прежде всего в “Кварцевом городе” (“City of quartz”, впервые опубликован в 1990 г.), описывает Лос-Анджелес как город, переполненный тюрьмами, с садистской уличной средой, жилыми районами, которые превратились в стратегические укрепления, огороженные и охраняемые вооруженными людьми, как город, который патрулируется и охраняется высокотехнологичной полицией. Этот город сохраняется посредством “тюремных технологий насилия и социального контроля, поддерживаемых капиталом и государством”


13.01.2020; 18:15
хиты: 60
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь