«Технократия» – 1) синоним – «технократические концепции»; 2) технократическая элиты – слой специалистов, обладающих знанием для эффективного управления; 3) способ правление обществом, когда власть в руках этой элиты. Обоснование для передачи власти в руки технократической элиты. Меритократия. Фундамент технократического мировоззрения – рационалистический подход к миру. Общество существует по объективным познаваемым законам. Развитие науки и техники предопределяет социальное развитие. Оптимизм (в отношении развития общества), прогрессизм (признаётся прогресс общества). Субъект познания может познать законы и преобразовать человечество или, по крайней мере, управлять им. Технократы – люди объективны, они руководствуются интересами познания и рационального управления. Технократизм отвечает последовательно, рационалистически на развитие общества. Движущие силы – техника; субъекты – творческая элита; объект – остальное общество; стимулы – познавательный интерес.
Тезисы технократизма:
- цивилизация развивается по объективным законам, познаваемым рационалистически
- техника, научно-тех-нический фактор – стимул, движущая сила общества
- власть должна принадлежать научно-технической элите, в их руках технический прогресс, следовательно, общественный прогресс
Исследование проблем технократизма занимало и занимает существенное место в западной социологии. Глубокая теоретико - методологическая проработка вопросов, связанных с разнообразием форм проявления технократического сознания, его типов и носителей, позволяет раскрыть специфику этого противоречивого феномена современной цивилизации, показать его эволюцию и тенденции его развития.
Сам термин “технократизм” в буквальном переводе с греческого означает власть ремесла, искусства. В ХХ в. понятием технократия нередко обозначали слой научно-технических специалистов, обладающих соответствующими знаниями для эффективного управления системами высокоразвитого общества. Социология технократизма является детищем техногенной цивилизации.
Главными ценностями этого подхода выступают следующие:
- основанная на фундаменте научных законов особая роль технократического стиля мышления;
- приоритетная роль, отводимая технике, научно - техническому фактору в целом, трактовка научно - технических инноваций как стимула и движущей силы развития общества;
- рассмотрение научно - технической элиты специалистов как такой социальной группы, от которой напрямую зависит течение научно - технического и социального прогресса.
В наиболее законченном виде сущность технодетерминистской трактовки развития цивилизации выразил американский ученый Л. Уайт, который рассматривает общество как “совокупность трех горизонтальных страт: технологической, лежащей в основании; философской, находящейся сверху; социологической - между ними”.
Технологическая система является основной и первичной. Социальные системы представляют собой функции технологии, а философские - отражают технологические силы и социальные системы. Технологический фактор определяет культурную систему в целом.
Политика превращается в “социальную технику”, фундаментом которой выступают все те же технические знания.
Главное внимание уделяется способности политических лидеров к техническому контролю за деятельностью политических институтов и отдельных лиц.
Основной проблемой принятия решений становится поиск средств легитимизации заранее спроецированных целей и способов максимально эффективного функционирования системы.
Общепризнанными принципами в социальном управлении, составляющими ядро рационального управления выступают заинтересованность и персональная ответственность работника за конечный результат труда, экспертные оценки на базе научных знаний, высокий профессионализм и компетентность, его научная организация.
Они могут применятся и применяются в любом обществе, на различных уровнях, чем и объясняется их популярность в научном менеджменте.
По общему мнению технократов, в истории можно выделить три основных типа цивилизации: дотехнологическая, технологическая и посттехнологическая. У американского социолога Д. Белла схема исторического развития выражается через три последовательно сменяющие друг друга фазы, где:
доиндустриальная характеризует самый низкий этап в овладении человеком средствами существования и знаниями;
индустриальная отождествляется с “классическим” капитализмом первой половины ХХ в.;
а постиндустриальная знаменует качественный скачок в развитии производительных сил, переход на новые технологии, становление новых социальных отношений на базе интеллектуализации, компьютеризации, ресурсосбережения и т.п.
В зависимости от того, какой слой научно - технической интеллигенции выдвигается в качестве будущей “властвующей элиты” (инженеры, менеджеры или ученые), можно выделить следующие основные направления технократизма:
- собственно технократические (Т. Веблен, Г. Скотт),
- организационные (Д. Бэрнхем, П. Дракер),
- индустриальные (К. Керр, Д. Гелбрейт),
- постиндустриальные (Д. Белл, В. Феркис),
- информационные (Масуда, А. Тоффлер, Д. Найсбит).
Они строятся в рамках теории сначала “индустриального общества”, затем “постиндустриального” и “информационного” как подтипов общей технократической теории общественного развития.
Развиваемые в информационных концепциях идеи глобального сознания, целостности мира по своему содержанию родственны идеям формирования ноосферы В. И. Вернадского, концепции новой рациональности И. Пригожина и др. мир становится свидетелем возникновения глобального общества и планетарного мышления, исходящего из признания ценности жизненного разнообразия и утверждающего целостную природу мира, где все тесно взаимосвязано.
Теории промышленных революций в современной социологии