пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

7. «Угасание» теории общества в современной социологии и движение к новому объекту и новой предметности: «мир», «цивилизация», «империя» (Г. Терборн, М. Хардт и А. Негри).

Социологическая теория конца ХХ — начала XXI в. в целом и теория общества в частности начали и продолжают оформляться в настоящее время под влиянием двух фундаментальных процессов, а именно развития информационных технологий и глобализации. Фактически методологический дискурс современной социологии начал осуществляться в форме отхода от “классической ортодоксии”. Универсализм в качестве основы социологического исследования был характерен для всей классической и постклассической социологии. В классической и постклассической социологии базисной единицей анализа является достаточно четко ограниченное отдельное общество, находящееся на той или иной стадии развития. Теоретическое же исследование и воображение современной социологии связаны с глобализмом. Глобальная социология означает рассмотрение мира как совокупности структурированных социальных и культурных систем, разнообразно взаимодействующих друг с другом, а не как территории, на которой живет вовлеченное в эволюцию и модернизацию человечество. Глобальная социология означает фундаментальный поворот исследования и воображения от нации к глобальному социальному пространству безотносительно к национальным привязкам и абсолютному времени.

Й.Терборн («Мир. Руководство для начинающих»)

В книге - социокультурная геологическая карта мира, пространственная схема основных движущих механизмов человеческого обшества и определение того, как они действуют в современном мире; представления о текущем этапе развития мира и его основных участниках.

Новый мир - мир множества цивилизаций со своей живой историей, а не бинарный мир вчерашних Североатлантических лидеров.

Анализ общества с точки зрения социальной геологии.

На мировые исторические модели общества воздействие оказывают цивилизации (язык, традиция, понятия семьи и пр.), транскультурные, трансгосударственные, трансконтинентальные процессы (волны глобализации) и мир модерна (разные пути -> развитые и развивающиеся страны). «Другими словами, мы есть те, кто мы есть, благодаря цивилизации и системе «семья-пол-гендер», в которой были воспитаны; месту нашего дома в повторяющихся исторических волнах глобализации, следующих одна за другой; и, наконец, опыту борьбы нашего общества за и против модерна».

Ø Цивилизации.

Цивилизации - крупные, устойчивые во времени культурные образования, акутальные для нашего современного мира. Исторически они были сформированы геопространствеными силами. Цивилизации оказывают влияние на динамику современного мира. Автор выделяет 5 основных древних цивилизаций, обладающих устойчивым значением: Синская цивилизация, Индийская цивилизация, Цивилизация Западной Азии, Европейская цивилизация, Черная Африка.

Ø Системы «семья-пол-гендер»

Определяет наше происхождение, родство и связи, сексуальные практики и социальные гендерные отношения. Данная система - наследие цивилизаций.

Конфуцианская восточноазиатская модель семьи (отец и сын, брак - контракт, патрилинейная расширенная семья), южноазиатская индуистская модель (брак - священное обязательство, большой семейный мир, мать и сын), исламская западно-азиатская/северо-африканская модель (брак регулируется священным законом, принцип мужского превосходств), христианско-европейская модель (важность семьи матери=семьи отца, свобода выбора партнера, моногамия), семейные системы Черной Африки (полигамный брак, привязанность к предкам, наличие девочек в семье - источник богатства), юго-восточная азиатская модель (безразличие к семье) и американо-креольская семья (привилегии у мужчин, высокая сексуальная активность и сильные связи по женской линии).

Ø Волны глобализации

Волна глобализации - расширение, ускорение и/или интенсификация важных социальных процессов до, по крайней мере, трансконтинентального (но не обязательно - планетарного) уровня распространения или воздействия».

Для понимания современного мира следует принимать во внимание 6 волн:

1.Образование мировых религий и установление границ цивилизаций,  IV - VIII вв. н.э.

2.Европейский колониализм XVI - нач. XVII в.

3.Франко-британская мировая война 1750-1815гг. и усиление европейской супердержавы.

4.Всеобщий империализм и возникновение разделения на экономически развитые и отсталые страны, 1830-1918гг.

5.Глобализированная политика, 1919; 1941; 1947-1989 гг.

6.Самоутвержденная глобализация и ее изменяющиеся смыслы, 1990г. - (расширение рынков, торговли товарами и услугами, увеличение свободы движения капитала; революция в средствах массовой коммуникации «всемирное электронное казино» - 2 главных потока этого направления)

Ø Модерн

«Модерн - это целая эпоха, общество, культура, государство, в котором господствует модернистская ориентация, т.е.ориентация направленная на будущее».

Прорыв модерна может происходить в разное время в различных областях одного и того же культурно ареала.

4 основных пути к модерну: европейский интернализм; Новый Свет и его Другие; колониальная травма: отождетвление с агрессором или восстание против него; приспособительные раскрытия и закрытия реактивной модернизации. Гибридные пути (Россия и Китай).

Последствия модернизации: нации и национальные языки, формы представительного правления.

Уникальным для человека являются 2 силы - культура и политика. Все вместе они обеспечивают человечество уникальной системой временных и пространственных координат, историей и социологией. Демографическая экология и конец современной экологической независимости. Этническая, религиозная и сексуальная динамика признания и уважения. Политика коллективной власти: апофеоз государства и киберполитика.

Глобальные процессы: Новые виды торговли (транскультурная торговля, сегодня промышленность обеспечивает половину экспортастран с низким уровнем дохода, несмотря на то, что три четверти промышленного экспорта приходится на богатые страны; международная торговля - региональный и менее глобальный характер; глобальные потоки наркотических средств). Капитал и глобальное казино (финансы - ведущий сектор капитализма, новые формы азартной игры). Люди (Европа - убежище мигрантов, межнациональное перенаселение к соседям). Информационные и культурные потоки (подъем Интернета, рост телекоммуникаций, междугородние контакты, интернет как инструмент мобилизации участников протеста, англоязычная литер-ра). Потоки материи (вирусов, животных, воды, почвы и пр.).

Человеческая социальная динамика определяется 5 полями сил: способом жизнеобеспечения, или производства, движимым обучением, межкультурными обменами и характерными для них социальными конфликтами; демографической экологией (взаимосвязь между ростом населения и его средой обитания); борьбой за статусы, признание и уважение, которая в условиях человеческого общества стала экзистенциальной и коллективной. Исключительно человеческие движущие силы - культура     (накопленный опыт, ценности, нормы) и политика (способность к коллективной организации для достижения цели).

Куда мы движимся? Различимые перспективы и возможности по 5 направлениям:

1.Мы можем наблюдать конец модернистского освобождения от узких естественных ограничений, которое повысило параметры популяционной экологии человека.

2.Повседневный классовый конфликт капитализма и его диалектика все еще остаются определяющей чертой этого века.

3.В экзистенциальном поле мы являемся свидетелями возвращения вытесненного прошлого модерна, скрывающегося за нуклеарной семьей, секуляризмом и развитием, а также включения экзистенциальных вопросов в геополитику.

4.Имеет место глобальный геополитический сдвиг сил: заканчивается период центрального положения Северной Атлантики, длившейся два с половиной столетия. Возникают новые формы политики.

5.Смещается центр культурного  модернизма, и он снова возвращается в оборот, тогда как постмодернизм, кажется, ограничивается «левой» средой в Европе и Америке.


13.01.2020; 18:10
хиты: 69
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь