Под социальной структурой личности понимается совокупность устойчивых социальных качеств индивида, формирующихся в процессе деятельности, общения, включенного в те или иные социальные общности, группы, социальные связи и отношения общества.
Представленная в марксистской социологии модель личности позволяет говорить о личности как сложном, внутренне структурированном образовании. На сложность, многоплановость структуры личности в начале XX века обратил внимание австрийский психоаналитик З.Фрейд. Если в марксистской социологии акцент делался на взаимодействии личности и общества, то в психоаналитической социологии предпринята попытка логически строгим путем связать биологические начала и социальное, обратить внимание на энергетическую, чувственно-аналитическую основу личности как социального субъекта. З.Фрейд выделил в структуре личности три главных психологических компонента: «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Супер-Эго). «Оно» — это сфера подсознательного или бессознательного, «Я» — сфера сознания, «Сверх-Я» — сфера интериоризованной культуры, или, выражаясь термином П.Сорокина, сверхсознание.
Подсознание («Оно») представляет собой компонент, где властвуют бессознательные инстинкты, связанные с необходимостью удовлетворения биологических потребностей, среди которых З.Фрейд особо выделял либидозную (интимные побуждения) и агрессивную.
Сознание («Я») — компонент личности, управляющий ее контактами с внешним миром. По мере роста человек под влиянием окружающих людей учится ограничивать проявление биологических инстинктов, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой. Постепенно формируется сознание, Он вынуждает человека во всем слушаться рассудка, извлекать из всего выгоду. Рациональное «Я» делает человека расчетливым, предприимчивым, способным добиваться своих целей и выходить из трудных обстоятельств.
Сверхсознание («Сверх-Я») — это пересаженные в голову человека внутренние, освоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты, стереотипы поведения и т.д., которые диктует индивиду общество. По Фрейду «Сверх-Я» — это внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики личности формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания и проявляется в виде совести.
Идеи З. Фрейда о структуре человеческой личности развил П. Сорокин. Принимая в целом предложенную З. Фрейдом структуру, П. Сорокин дал иную интерпретацию «Сверх-Я». Именно П. Сорокин истолковал «Сверх-Я» как сверхсознание. По мнению П.Сорокина, З.Фрейд слишком биологизировал процесс формирования «Сверх-Я», утверждая, что его содержание находится в сфере бессознательного. Сверхсознание, по П.Сорокину, — это сфера абсолютных нравственных законов, которые составляют содержание базовых ценностей и норм и источник которых находится в сфере религиозного сознания.
В результате такого переосмысления структура личности по П.Сорокину приобрела следующие очертания. Большую часть человеческой личности занимает ОНО (бессознательное), над ним возвышается Я (сфера сознания), которая разворачивается в горизонтальной плоскости всего многообразия социальных отношений, базирующихся на относительных ценностях. И наверху находится сверхсознание — сфера связи человека с Абсолютом, с Богом, в результате которой осуществляется укоренение человека в непреходящие абсолютные ценности.
Среди подходов к пониманию содержания структуры личности выделим три.
Согласно первому подходу компонентами структуры личности выступают:
- а) память – система знаний, которые личность приобрела, освоила в течение своей жизни;
- б) культура, представляющая собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми руководствуется личность;
- в) деятельность – целенаправленное воздействие личности на объекты, которыми могут быть и другой человек, и социальные группы, социальные системы.
В рамках второго подхода социальная структура личности раскрывается в двух отношениях:
- в объективном плане – как система статусов и ролей;
- в субъективном плане – как система диспозиций и ролевых ожиданий.
При третьем подходе социальная структура личности составляет совокупность социальных сил человека:
- целенаправленной деятельности;
- сознания/мышления;
- потребностей и способностей;
- статусов и ролей;
- ценностных ориентаций (диспозиций);
- культуры – знаний, убеждений, норм и ценностей.
Но независимо от подхода к анализу социальной структуры личности суть заключается в том, какие структурные социальные качества формируются в личности в процессе ее практического включения в социум и общения.