Религия – это один из важнейших, но в то же время один из древнейших институтов человеческого общества. Задача социологии в этой области состоит в исследовании социальных причин возникновения феномена религии вообще и конкретных религиозных учений в частности, в изучении функций, которые выполняет религия в жизни человеческого общества, а также в исследовании процессов, протекающих в религиозных сообществах и организациях. Таким образом, для социологии религия представляет собой специфический социальный феномен (говоря словами Дюркгейма, «социальный факт»), и именно этим определяется подход к ее изучению.
Происхождение религии
С точки зрения Маркса и его последователей, религия является преходящим институтом человеческого общества, существование которого связано с частной собственностью и социальным отчуждением. Соответственно в рамках этой концепции предполагается наличие некоего безрелигиозного периода в истории человечества. Напротив, Дюркгейм считал религию универсальным, возникшим вместе с человечеством социальным институтом, определенные формы которого могут быть обнаружены в любом обществе. Универсальность религии он объяснял независимостью от индивида условий его социальной жизни.
Признаки религии:
- в отличие от веры, которая может носить индивидуальный характер, религия предполагает группу верующих;
- наличие в этой группу определенных учений;
- существование священных предметов;
- наличие ритуалов и правил.
Формы социальной организации религии:
- Церковь (в большинстве случаев формальная организацию, с развитой иерархической, бюрократической структурой).
- Секта (религиозная организация, отвергающая нормы и ценности данного общества).
- Деноминация (промежуточная между сектой и церковью форма).
- Культ (Важнейшая особенность культа – аморфность и постоянная изменчивость, отсутствие в этих группах не только формальной структуры, но и четко определенных ролевых и статусных структур. Примером культа является религиозная группа, собирающаяся один раз в месяц и имеющая целью, скажем, вызов духов великих людей).
Функции религии:
- Интегративная (функция объединения общества на основании общих верований и ритуалов)
- Функция сохранения социального опыта (касается реализации процесса культурного (социального) наследования, т.е. осуществления связи поколений (по-другому – сакрализации культурных ценностей). Только благодаря такой связи, как мы помним , человек становится человеком в точном смысле этого слова).
- Функция социального контроля
- Инновационная (подробно была исследована М.Вебером в его классическом труде «Протестантская этика и дух капитализма». Согласно Веберу, распространение на Западе Европы протестантского мировоззрения создало благоприятные ментальные и этические предпосылки для возникновения там специфического западного капитализма).
- Политическая (У данной функции также есть целый ряд аспектов. Во-первых, это освящение самой политической власти, объяснение ее происхождения и властных полномочий. Во-вторых, очень часто религия выполняла и продолжает выполнять роль своеобразного представителя в системе государства политических интересов различных социальных групп и слоев. Наконец, в-третьих, религия тесно связана с различного рода политическими конфликтами. Самый наглядный пример – религиозные войны, существовавшие на протяжении всей писаной истории человечества и всегда имевшие глубокую социально-экономическую и политическую подоплеку.)
- Психологическая (наиболее детально исследованная Фрейдом и его последователями. Они показали, что многие религиозные ритуалы представляют собой стихийно найденные человечеством способы выхода и разрешения вытесненных культурой первичных и естественных влечений человека. Так, например, принятая в христианстве исповедь требовала от человека во всей полноте излить свою душу перед Богом, и тем самым давала выход из бессознательной сферы вытесненным в нее влечениям и желаниям, в которых в обычной обстановке человек себе признаться бы не мог. А именно такой прием и составлял сущность психоаналитического лечения, почему исповедники и были названы Фрейдом «первыми психотерапевтами»).
Современные тенденции развития религии.
- Секуляризация описывает процессы, посредством которых религия теряет свое влияние в различных сферах общественной жизни.
- Модернизация – изменение религиозных верований и ритуалов, являющейся реакцией на происходящие в обществе изменения.
- Экуменизм – стремление различных конфессий к более глубокому сотрудничеству.