пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Общество и его структура.

овременная философия исходит из представления, что окружающий нас мир разделен, дискретен, но вместе с тем един, континуален. Он состоит из отдельных частей, объектов, а также включает в себя многообразные свойства этих объектов, которые выражают специфику связей, взаимоотношений этих объектов друг с другом.

 

Как и всякая природная структура, структура общества включает в себя не только отдельные элементы, части в виде отдельных людей и их объединений, но также их свойства и отношения, позволяющие нам отделить одни социальные объекты от других.

 

Человек обрел свои основные родовые качества как существо коллективное. Поэтому человек и общество всегда были и будут находиться в неразрывной связи друг с другом подобно двум сторонам одной медали. Но все же человек и общество - явления разные, они далеко не тождественны друг другу.

 

Каждая социальная общность поэтому представляет собой не только совокупность индивидуальных качеств составляющих ее людей, но и совокупность некоторых собственных качеств, которых нет ни у одного из составляющих ее индивидов и которые придают данной общности ее своеобразие, уникальность.

 

В русской философской традиции эта составляющая общественной жизни обозначалась термином соборность, коллективизм. Именно эти взаимодействия как внутри групп, так и между ними, их бесконечное многообразие и специфичность придают каждой из общностей неповторимый колорит и позволяют нам различать счастливые и несчастные семьи, великие и малые народы, стабильные, прогрессивные государства и нестабильные, клонящиеся к упадку.

 

Таким образом, структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих:

Это совокупность индивидов, людей, их объединений,

овокупность взаимодействий, связей, отношений между людьми и социальными группами.

 

Понятие «структура» как раз и отражает степень цивилизованности общества, сложившуюся в нем систему устойчивых связей, отношений, а также совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов, призванных обеспечивать целостность общества, сохранность его свойств при различных внутренних и внешних воздействиях.

 

Структура, таким образом, может быть определена как исторически сложившаяся форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность его различных частей.

 

При характеристике социальной жизни часто используются и парные категории «субъект» и «объект». Они тесно связаны между собой, хотя и противоположны по смыслу.

 

Под субъектом в социальной философии понимается человек или группа, выступающие в качестве носителя активности, направленной на объект, представляющий собой более пассивное явление.

 

В качестве объекта могут выступать как веши, так и люди. Но в любом случае под объектом понимается явление, на которое направлена в данный момент активность субъекта, познавательная или предметно-практическая.

 

И наконец, обобщающее понятие социальной философии: категория социальной структуры охватывает всю совокупность связей и отношений социальных субъектов, образующих целостный социальный организм.

 

Уже этот перечень основных категорий, с помощью которых современная философия описывает социальный организм, обнаруживает, что социальная система существенно отличается от природных систем. Эти отличия сводятся к следующим:

Гражданское общество и государство. Существовали государства, в которых каждый шаг жителей, каждое их действие попадало или могло попасть под надзор чиновников

уществовали государства, в которых каждый шаг жителей, каждое их действие попадало или могло попасть под надзор чиновников. Переселение, выбор профессии, передача по наследству имущества, исполнение религиозных обрядов и т.д.

 

Наше советское государство, особенно в сталинский период, было именно таким. Там гражданин должен был, если приказано, требовать смерти ни в чём не повинных людей, вступать в различные общества, отдавать часть зарплаты взаймы и т.д. И уж ни в коем случае открыто не осуждать действия власти и партии. Известно немало примеров, когда подобную полицейскую роль государства с успехом заменяла церковь, либо феодал, владелец крепостных, либо руководство крестьянской общины. Словом, человек как личность до 17-18 веков почти нигде не обладал свободой, защищённой законом, а произвол властей был огромным.

 

В 18-19 веках постепенно формировалось то, что называется гражданским обществом в некоторых странах Европы и США. В настоящее время смысл этого понятия таков: государство не регулирует всю жизнь общества с помощью приказов и чиновников, а только строго обусловленную законом сферу. Огромные области деятельности оставляются как бы на естественных ход вещей. Люди и неправительственных организации (коммерческие, общественные и другие) стремятся к исполнению своих целей. Государство считает это их личным делом, не мешая им, но и не беря на себя обязательства за их успех. Образно говоря, оно как бы задаёт правила игры с помощью законов и контролирует их честное исполнение. Но в саму игру оно не вмешивается.

 

Большая свобода для людей и организаций существует в выборе занятости, места жительства, вероисповедания, обладания собственностью, вправе объединятся в организации, высказывать своё мнение и т.д.

 

Соотношение между правовым обществом и государством во многом напоминает связь государства с экономикой. И это не случайно, так как среди прочих прав беспрепятственно заниматься хозяйственной деятельностью, заключать любые не запрещенные сделки - важнейшее. Неудивительно, что гражданское общество формировалось параллельно с рыночной экономикой. Задача государства, поддерживая правопорядок, предупреждая разрушительные социальные конфликты, и т.д. создать наилучшие условия для различной деятельности. Но люди и организации ясно осознают: государство и правительство их проблемы решать не будет. Они помогают лишь мало- обеспеченным.

 

В гражданском обществе власть несёт ответственность перед избирателями и налогоплательщиками, которые имеют возможность влиять на неё через средства массовой информации, организации, путём различных митингов и т.д. В этом обществе огромную роль играют самодеятельные объединения граждан. Например, организации потребителей не надеются только на государственных чиновников, а сами смотрят, какие товары плохого или сомнительного качества и различными действиями, например, призывами не покупать их, заставляют недобросовестные фирмы исправляться. Чем больше проблем могут разрешить сами граждане, их коллективы, организации и т.д. - тем меньше забот у государства, тем стало быть легче и лучше оно может решить их, тем дешевле содержание правительства.

 

И не случайно в подобном обществе огромную роль играет суд. Это государственная организация. Но он независим и подчиняется не чиновнику, а только закону. Именно через суд граждане и организации разрешают многочисленные споры между собой и оспаривают действия должностных лиц. В прежние времена в СССР люди заваливали миллионами жалоб ЦК КПСС и другие властные органы так как очень много решалось только злой или доброй волей чиновников. В правовом государстве с гражданским обществом это недопустимо.

 

В России уже немало сделано для перехода от государства, необъятного в своих полномочиях и обязанностях, тоталитарного к гражданскому обществу (свобода въезда и выезда, слова и мнения, занятий и т.д.). Но, к сожалению, ещё очень сильны стремления с одной стороны власти вмешиваться туда, куда не следовало бы и наоборот, не делать того, что необходимо, а с другой стороны, люди и организации всё ещё ждут, что их проблемы решит за них именно власть.


29.05.2017; 12:19
хиты: 74
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь