пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Основные направления русской философии.

Русская философия Средневековья (10-17 вв.)

Необходимость осмысления важнейших исторических событий (христианизации Руси, становления русский национальности и государственности) вызвала у русской общественной мысли повышенный интерес к социально-политическим вопросам.

Один из первых философов Средневековья митрополит Илларион стремился обосновать государственную самостоятельность и международное значение Руси. Он расценивал принятие христианства как высшую благодать ("Слово о законе и благодати", XI в.).

Широкую известность в средние века получают доктрина монаха Филофея: "Москва – третий Рим", а также переписка И. Грозного и А. Курбского, отражающая столкновение двух концепций развития русской государственности: абсолютной монархии и монархии ограниченной и просвещенной.

Русскую философскую мысль этого периода отличала также тяга к изучению духовного мира человека. В этом отношении примечательно высказывание М. Грека о том, что человек не должен уподобляться бессловесной скотине, он призван к возвышенной духовной деятельности.

Таким образом, средневековая философия на Руси еще не оформилась как самостоятельная область знания. Она развивалась в рамках византийско-православного богословия и различных сфер культуры (в произведениях литературы, архитектуры, живописи), в которых избирался художественный способ философствования (идея единения Руси в "Троице" А. Рублева).

Русская философия в эпоху Просвещения (18 в).

Преобразования Петра Первого придали развитию российского общества особый динамизм. Начало развиваться промышленное производство, наука, образование. Кардинально изменился государственный аппарат. Церковь оказалась под эгидой государства, исчезла ее идейная монополия. В этот период философия постепенно приобретала самостоятельность исследования и освобождалась от богословия, опираясь на деистические представления (Бог творит мир, но он не вмешивается в ход его развития), теорию "двух истин", данные естественных наук.

Большой вклад в решение собственно философских проблем внесли М. Ломоносов и А. Радищев. М. Ломоносов не умозрительно, а экспериментально доказал, что материя имеет атомно-молекулярное строение, что корпускулы (молекулы) находятся в беспрерывном вращательном, колебательном и поступательном движении. А. Радищев дополнил эти выводы сравнением природы с лестницей веществ, где вершиной является мыслящий человек, мозг и нервная система которого составляют материальную основу сознания.

Русская философия 19 - начала 20 вв.

 В философских и литературно-критических работах этого периода осмысливались исторические события, связанные с победой над Наполеоном (1812 г.), восстанием декабристов (1825 г.), отменой крепостного права (1861 г.), проведением либеральных реформ в 60-е годы, развитием капиталистических отношений и революционно-демократического движения.

В 19 веке на первое место выдвигаются социально-политические проблемы (выбор вектора развития России). Проявляется борьба между западниками и славянофилами. Представители западничества: Радищев, Писарев, Добролюбов, Белинский, Герцен . Представители славянофильства: братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Данилевский, Леонтьев.

 

 

 

Западники считали, что история России -  тупиковая линия, т.к. Россия пошла за Византией (т.е по негативному пути развития). Славянофилы считали, что лучшее в России– это итог принятия православия. Славянофилы отвергали западный эгоизм и индивидуализм. Идея соборности: соборность-начало жизни общества, противопостовляемое  индивудуализму и эгоизму не ущемляющее личностное начало каждого человека. Славянофилы выдвинули идею реформирования государственного устройства в направлении соблюдения принципов соборности. Россия выработала свой уникальный, самобытный путь своего развития и не должна с этого пути сворачивать. В 20 веке западничество представлено Н.Бердяевым, а славянофильство– Ильином и Солоневичем. В 20 веке был естественнонаучный материализм (Сеченов, Павлов, Бехтерев). Для русской философии характерен гнесеологический реализм и оптимизм (вера в существование внешнего мира). В русской философии обозначились материалистическое и идеалистическое направление. Материалисты: Добролюбов, Герцен. Во второй половине 19 века в Россию проник марксизм, который вскоре стал доминантом. Идеализм также занимал свою нишу (представители– Соловьев, Федоров, Бердяев, Флоренский, Л.Шестов, С.Булгаков). Развивалась также идея камизма (Соловьев): идея всеединства, идея целостного человека, в котором наряду с рациональным началом (техническая мысль) присутствует духовное начало (вера), космос, как творение божье, представляет собой живое единое целое и человек– звено космоса. В рамках русского космизма выдвигается идея ответственности человека за судьбу космоса.

Наиболее яркие редставители русской философии.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900 гг.). Соловьев – самый видный русский философ XIX в. Его философия считается визитной карточкой всей русской философии. Соловьев оставил профессорскую должность после того, как призвал на публичной лекции не казнить убийц Александра II (1881). Вклад Соловьева в философию определяется его философией положительного единства.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948 гг.). Бердяев в молодости участвовал в социалистическом движении. В своих многочисленных трудах он отстаивал примат личности над обществом. Личность характеризуется в горизонтах свободы, духовности, творчества. Бердяев многократно давал свою трактовку судьбы России. Он считал, что России принадлежит мессианская роль.


28.05.2017; 22:45
хиты: 84
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь