пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

44. Фигуры как образно-выразительные средства языка.

 

 

ФИГУРЫ

Стилистическая фигура* (стилистический прием) - оборот речи, синтаксиче­ское построение, используемые для усиления вырази­тельности высказывания (анафора, антитеза, инверсия, эпифора, эллипсис, риторический вопрос и др.).

 

Определение

Примеры

Примечание

1.Риторический вопрос — это вопрос, не требующий отве­та, но имеющий особое эмоциональное значение.

Куда ты мчишься, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

(А. Пушкин)Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Г.); На кого не действует новизна? (А. Чехов) Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! (И. Тургенев.)

Риторический вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а только для того, чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.

2.Риторическое восклицание — восклицательное предло­жение, которое в тексте играет роль усиления эмоциональности и выразительности речи.

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство.

(Ф. Тютчев)

Часто риторические фигуры (вопрос, восклицание, обращение) выступают вместе.

 

3.Риторическое обращение — высказывание, адресованное неодушевлённому предмету, отвлеченному понятию, отсут­ствующему лицу.

 

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

(А. Пушкин).Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (П.); О ты, чьих писем много, много в моем портфеле берегу! (Н.) Знакомые тучи! Как вы живете? (М. Светлов.) Ах! уймись ты, буря!

Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы вы­разить отношение к тому или иному объекту, дать его характерис­тику, усилить выразительность речи.

4. Именительный представления - синтаксические конструкции, называющие предмет, лицо или явление с целью вы­звать представление о них. За ним следует сообщение, характеризующее названный предмет или явление.

Москва!.. Как много в этом звуке для сердца русского слилось! (А. Пушкин) Россия! Где она кончается? Найди конец, чтоб кли­ном свет. Россия в сердце начинается, — а в нем конца и края нет.

Именительный представления яв­ляется одной из риторических фигур речи и часто использу­ется в публицистической и художественной речи.

 

5. Антитеза - стилистическая фигура контраста, резко­го противопоставления понятий.Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов.

Они сойтись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин».)

Со всеми буду я сме­яться, а плакать   не хочу ни с кем. (М. Лермонтов.)

Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, катушка Русь! (Н. Некрасов.)

Антитеза помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служитспособом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы.

6.Инверсия - расположение чле­нов предложения в особом обратном порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок.Используется, чтобы передать эмоциональность, взволнованность речи, выразительность высказывания.

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов.) (Обычный порядок: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.)  И долго милой Мариулы я имя нежное твердил. (А. Пушкин) (И я долго твердил нежное имя милой Мариулы). Обеды задавал онотличные (Т.);С ужасом думала я:к чему все это ведет! (П.).

Не всякий обратный порядок слов является инверсией. Об инверсии можно говорить только тогда, когда ее использование связано со стилисти­ческими задачами — повышением экспрессивности речи.

7. Парцелляция -особое членение предложения, неполные предложения; расчленение фразы на части или даже на отдельные слова.

Он встал. Медленно. Без слов. С горькой усмешкой. И ушел.

Навсегда.

У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно. Очень давно.

Цель - придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения.

8.Ряды однородных членов.

Были это веселые, сильные и смелые люди. (М. Горький.) Любви,  надежды,   тихой  славы  недолго  нежил  нас  обман. (А. Пушкин.)

Ничего не даётся само собой, без усилий и воли, без жертв и труда.

(А. Герцен)

 

9. Рефрен (повтор) - стилистический прием; слово, группа слов, строка или несколько строк, повторяющиеся после каждой строфы стихотворения или куплета песни.

Соловей мой, соловей, / / Го­лосистый соловей!

Не верь, не верь поэту, дева!

Рано, рано осень ...

Разновидности повторов: анафора, эпифора, градация, кольцо, стык (эпонафора).

Чаще используется в стихотворной речи.

 

10. Градация - расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей эмоционально-смысловой значимости.

1. Не жалею, не зову, не плачу, / /  Все пройдет, как с белых яблонь дым.

2. И снова начинал сеять дождь... сперва тихо,осторожно, потом все гуще и наконец превращался в ливень с бурей и темнотою.

3. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Акс)

Благодаря градации создается нарастание (реже ослабление) производимого впечат­ления.

11.Анафора – единоначатие; повторение звуков, отдельных слов или оборотов речи в начале предложения.

Стихотворение К. Симо­нова «Жди меня».

Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством...

Не напрасно дули ветры, / Не на­прасно шла гроза. (С. Есенин)

Используетсядля усиления  высказанной мысли, образа, явления. Чащевстречается в стихотворной речи. 

12. Эпифора -повторение звуков, отдельных слов или оборотов речи  в     конце предложения.

Я  всю жизнь шелк тебе. Я всю жизнь верилтебе. Я всю жизнь любилтебя. Струится нетихнущийдождь, томительный дождь ...

Мне бы хотелось знать, от­чего я титулярный советник? Почему именно титу­лярный советник? (Н. Гоголь)

Рифма - разновидность эпифоры.

 

13. Кольцо - разновидность повтора.

Мутно небо, ночь мутна.

 

 

 

14. Композиционный стык - разновидность повтора.

О весна без конца и без края, / / Без конца и без края мечта. (А. Блок.)

Все сделала для меня Родина. Родинаменя выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь,которой я горжусь.

 

Необходимо отличать от лексического повтора.

15. Лексическийповтор - сознательное употребление одного и того же слова с целью усилить значение образа, понятия, явления.

Все примеры рефренов:

 

Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

 

Как правило, с по­мощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.

НЕ ПУТАТЬ С РЕЧЕВОЙ ОШИБКОЙ - неоправданным повтором одногои того же слова и однокоренных слов в одном или  рядом стоящих предложениях.

16.Эллипс (эллипсис) - пропуск какого-либо члена предложения, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.

Татьяна в лес; медведь за нею. (А. Пушкин.) Во всех окнах - любопытные, на крышах - мальчиш­ки. (А. Толстой) Мужики — за топоры (А. Т.). Мы села — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги (Жук.)

Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, повышает художественную выразительность.

17. Умолчание - это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя чита­телю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном.

…Я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть (П.); Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто ска­жет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать — и пройти мимо (Т.).

 

18.Многосоюзие - намеренное использование повторяющихся союзов между членами предложения или между предложениями.

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А. Пушкин.)

По ночам горели дома, идул ветер, иот ветра качались черные тела на виселицах, инад ними кричали вороны (Купр.).В этих фразах присутствуют также ряды однородных членов.

Служит для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий, для усиления выразительности речи. Придает предложению плавность, замед­ляет фразу.

19.Бессоюзие - намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.

Швед, русский - колет, рубит, режет (А. Пушкин.) Мелькают мимо будки, бабы, II Мальчишки, лавки, фона­ри, II Дворцы, сады, монас­тыри...(П.).

Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, динамизм.

20.Синтаксический параллелизм -это одинаковое построе­ние соседних предложений или отрезков речи.

Когда умирают кони — дышат,

Когда умирают травы — сохнут,

Когда умирают солнца — они гаснут,

Когда умирают люди — поют песни. (В. Хлебников)- и анафора

Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (Л.-К.).

Мать - это начало всех начал. Мать - это чудо земное. Мать - это слово святое.

И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы.

(И. Бунин.)

С его помощью автор стремится подчеркнуть, выделить высказанную мысль. Необходимо отличать от грамматической ошибки (бедность синтаксических конструкций, псевдопараллелизм).

21.Авторская пунктуация -это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами.Чаще всего используется тире.

«Рожденный ползать - летать не может». (М.Горький). Автор подчеркивает противопоставление жизненным ценностям.

Любовь - главнее всех.Автор особо выделяет вторую часть предложения.

Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором.

22.Контекстуальные (контекстные) синонимы или антонимы - слова, становящиеся синонимами или антонимами только в контексте (внутри данного текста).

«Ломоносов - гений, любимое дитя природы». (В.Г.Белинский) – синонимы.

Ум и сердце, лед и пламень - вот основное, что отличало этого героя. – антонимы.

Мы с удовольствием совершали прогулки по Москве. Поездки по столице оказались весьма познавательными.

В этом году в лесах урожай белых. Боровики попадаются бук­вально на каждом шагу. Белый иборовик - синонимы обычные.Мое внимание привлек какой-то колючий шар на окне. Это оказался до­вольно редкий кактус. (Колючий) шар икактус не являются сино­нимами, но в данном случае это контекстуальные синонимы.

23.Стилистические синонимы -слова с одинаковым или
подобным лексическим значением, но отличающиеся по стилю речи.

Усмехнулся (нейтрал.) - хихикнул (разгов.)- засмеялся (нейтрал.) – заржал (простореч.).

 

24.Синтаксические синонимы -параллельные синтаксические
конструкции, имеющие разное построение предложений по

структуре, но совпадающие по своему смысловому значению.

Мы начали готовить уроки –

мы приступили к подготовке уроков - уроки, которые необходимо было выполнить, мы начали делать...

 

 

 

25. Индивидуально-авторские неологизмы -вновь придуманные автором слова или выражения.

«...как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялисьза счет прав других?» (А.Солженицын).

Позволяют благодаря новизне создавать художественные эффекты, выражать авторский взгляд на проблему.

 


28.01.2020; 23:30
хиты: 56
рейтинг:0
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь