Язык художественной литературы в системе функциональных стилей занимает особое положение. Это обусловлено причинами разного характера.
Во-первых, исключительность положения языка художественной литературы определяется тем обстоятельством, что он является единственной разновидностью литературного языка, в котором наиболее полно реализуется эстетическая[4] функция языка. Во-вторых, в текстах художественной литературы (в отличие от всех письменных стилей, устной публичной речи и разговорной речи) принципиально возможны любые речевые средства, единицы любого варианта литературного языка и внелитературные варианты, вплоть до табуированной лексики и фразеологии.
Наряду с эстетической функцией, в языке художественной литературы находит своё воплощение функция воздействия. В этом отношении он сопоставим с публицистическим стилем и устными разновидностями книжной речи.
Язык художественной литературы — сложное структурное целое, имеющее разветвлённую внутреннюю дифференциацию в соответствии с делением словесного искусства на роды и виды.
При всём разнообразии жанров (рассказ, новелла, повесть, роман, поэма и др.) язык художественной литературы выступает как единая функциональная категория литературного языка.
Внутреннее единство языка художественной литературы обеспечивается следующими факторами.
1) Эстетическая функция и функция воздействия оказывают генерализирующее влияние на внутреннюю организацию речевой структуры языка художественной литературы.
2) В рамках языка художественной литературы все языковые средства, их отбор и организация подчиняются общему конструктивному принципу образного отображения действительности. Язык используется художником слова не для целей непосредственной передачи актуальной информации (как в научном и официально-деловом стилях), не как средство межличностного общения по конкретным темам обыденной жизни (как в разговорной речи), не для воздействия на людей в прагматических целях решения тех или иных политических, экономических, государственных задач (как в публицистическом стиле), а для того, чтобы создать художественные образы — воспроизвести якобы реальный мир вещей, людей, связей и отношений.
3) Образное отображение действительности находит своё воплощение в категории «образ автора», благодаря которой «скрещиваются и объединяются, синтезируются все стилистические приёмы произведения словесного искусства»1. Художник слова выстраивает словесно-речевую структуру в соответствии с собственным поэтическим видением жизни, своей художественной фантазией, своим миропониманием.