Традиционной типологией художественного творчества занимается эстетическая теория, выделяя такие категории, как героическое, трагическое, комическое. Трагизм (трагическое) — один из сложных типов художественного содержания, представляющих собой творчески освоенные существенные противоречия между разными сторонами внутренней и внешней, личной и общественной жизни людей. Теоретическое осмысление трагического в искусстве восходит к древности. Это прежде всего определение трагического в «Поэтике» Аристотеля, где он, выявляя жанровые особенности трагедии, высказывает свое понимание и трагической ситуации в целом, возможной не только в жанре трагедии, но и в эпосе («из любой поэмы образуется несколько трагедий»[98]). Предметом подражания в трагедии, как и в эпосе, по Аристотелю, являются не только «лучшие люди», но и «обыкновенные», «кто не отличается (особенной) добродетелью и справедливостью и впадает в несчастье не по своей негодности и порочности», но «по какой-нибудь ошибке»[99]. Сложный тип художественного содержания представляет собой творческое освоение разных сторон жизни в их противоречивой взаимосвязи. Это трагический, драматический и романический типы художественного содержания. Качественно иную разновидность внутренне противоречивого художественного содержания образуют комическое и его разновидности: сатира, юмор, ирония, сарказм. В дальнейшем идея о нарушении целостности существующего состояния жизни как источнике трагической ситуации была развита Гегелем в духе его философской системы. Сущность трагической ситуации он видит в непримиримом столкновении разнородных характеров, последовательно отстаивающих свои существенные личные или общественные интересы, что приводит к разрушению единой жизненной субстанции, которая в конечном исходе трагической ситуации восстанавливается в результате тяжелых страданий или гибели трагических героев. Сущность трагического в литературе составляет противоречие между значительными общественными и личными интересами и целями, которые последовательно отстаивают герои художественных произведений, и практической невозможностью их осуществления в столкновении с инородными силами (общественными или естественными), что приводит к тяжелым внутренним переживаниям, мучительным страданиям или гибели героев. При этом противоборствующие силы могут выступать и как внешние по отношению друг к другу, и как столкновение разнородных начал в характере отдельной личности. Но в любом случае трагический конфликт имеет по сути своей позитивно неразрешимый характер. Это заложено уже в самой сути трагического конфликта — в практической невозможности осуществления тех интересов и целей, которые настойчиво преследует герой. Разрешается трагический конфликт только ценой тяжелых внутренних страданий и гибели героя.Первоисточником трагических конфликтов в литературе являются соответствующие конфликты в реальной действительности. Писатели выявляют такие конфликты в жизни, заостряют их в поступках и переживаниях своих героев, доводят, как правило, их судьбы до катастрофического состояния при глубоком сочувствии, сострадание к ним и вызывает соответствующую реакцию у читателя.