пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

50.Бесспорное и спорное в теории искусства Н. Чернышевского

.

Осенью 1853 года произошла встреча Чернышевского с Некрасовым. С этого момента делом жизни Чернышевского стал журнал Современник.

Тогда же Чернышевский возобновляет работу над диссертацией, тема которой привлекла его внимание еще в студенческие годы,-Эстетические отношения искусства к действительности.

Чернышевский рано проникся мыслью (в этом ему помогли статьи Белинского), что литература играет существенную роль в жизни общества. Поэтому он считал важным разобраться, в каком соотношении между собой находятся искусство и действительность, в чем причина его воздействия на человека. Необходимо было также понять и сказать современникам, каким требованиям должно отвечать искусство, чтобы роль его в жизни общества стала еще более значительной. Все это вопросы, изучением которых занимается эстетика.

В период обострявшихся социальных противоречий и широкого распространения теории чистого искусства Чернышевский решил сказать свое слово об искусстве - слово материалиста и революционного демократа. Около двух лет пришлось добиваться разрешения на защиту диссертации: все в ней было ново и непривычно. Перед самой защитой (диспутом) диссертация попала в руки министра просвещения, который пришел в ужас. Но отменить обсуждение диссертации не удалось: оно уже было официально объявлено.

Защита состоялась в мае 1855 года. В аудиториинаходились и единомышленники, и ярые противники Чернышевского. Без тени страха, не думая о последствиях, молодой ученый - обществе, в котором господствует рабское преклонение перед старыми гонениями. Нас слишком пугает,- говорил он.- дух свободного исследования и свободной критики.

В центре внимания Чернышевского - вопрос о соотношении искусства и жизни, о прекрасном, т. е. о наиболее совершенном в искусстве. Труд Чернышевского насквозь полемичен. Он направлен против широко распространенных представлений (в основе своей идеалистических) о том, что искусство независимо от действительности, что его источником является не жизнь, а некая идея прекрасного, поднимающая искусство над жизнью.Еще Белинский говорил о том, что под влиянием таких взглядов писатели начинают смотреть на мир сквозь стекла созданного ими фантастического замка. В период обострения социальных противоречий стремление - искусство над жизнью, уйти от сложных вопросов современности, замкнуться в сфере чистого искусства вызывало у людей резкое неодобрение. Как и Белинский, Чернышевский доказывал, что подобные устремления наносят урон самому искусству, обрекают его на духовную бедность.

В основе диссертации Чернышевского лежит мысль, что источником прекрасного в искусстве является жизнь, так как именно в ней сосредоточено для человека самое прекрасное и значительное. Вывод к которому он приходит, таков: Прекрасное есть жизнь. Из того вытекает, что ничто не может возвысить искусство так, как сближение его с жизнью. Автор вносит одно уточнение: прекрасны в жизни те явления, в которых мы видим жизнь такой, какой она должна быть по нашим понятиям. Долг писателя - подвергать критическому анализу все, что мешает жизни быть прекрасной.

Развивая мысль о прекрасном, Чернышевский приходит к выводу, что у разных классов общества складываются разные представления. Чернышевский - был первым мыслителем, которыйвязал представление народа о прекрасном с представлением о разумном и здоровом труде.

Вслед за Белинским Чернышевский всемерно стремится раздвинуть границы искусства, обогатить его содержание. Предметом художественного изображения должна быть вся область жизни и природы, и в первую очередь разнообразный мир социальных явлений и внутренняя жизнь человека. Общеинтересное в жизни - вот содержание искусства,- утверждает он.

Перед искусством, с точки зрения Чернышевского, стоят задачи: воспроизведение жизни, объяснение жизни и вынесение ей приговора Великая цель искусства - помочь человеку лучше понять жизнь, стать подлинным учебником жизни. Истинный художник, по Чернышевскому, не только воссоздает и объясняет жизнь, но и оценивает ее с позиций своего идеала. Тем самым он ведет читателя за собой, воспитывает его, поднимая до уровня этого идеала. И тогда его творения действительно превращаются в учебник жизни.

Диссертация Чернышевского вызвала горячее одобрение одних и резкое осуждение других. Среди тех, кто не принял труд Чернышевского был Тургенев и Лев Толстой. В словах автора о том, что прекрасное в искусстве менее значительно, чем прекрасное в действительности, увидели недооценку искусства.

Автор диссертации понимал, что произведения искусства создаются не для того, чтобы подменять ими явления живой действительности, а для того, чтобы раскрывать внутренний смысл этих явлений. Не принижением искусства веет от боевой эстетической программы Чернышевского, а признанием его высокой ценности для человека.

Прав был один из почитателей Чернышевского, увидевший в его диссертации проповедь гуманизма, целое откровение любви к человечеству, на служение которому призывалось искусство.

Идеи Чернышевского глубоко западали в души художников, композиторов, деятелей театра. Творчество художников-передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской и др.), группы композиторов, которая получила название Могучей кучки (М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин и др.), было одухотворено любовью к человечеству, мыслями о благе народа, уважением к действительной жизни.

Диссертация Чернышевского-важнейший этап в развитии науки об искусстве (эстетики). Этот труд помог понять, что прекрасное в искусстве неразрывно связано с познанием жизни, с проникновением в сложный мир человеческих отношений и что важнейшее назначение искусства - воспитывать человека в духе высоких общественных и нравственных идеалов.

 


24.01.2020; 22:03
хиты: 66
рейтинг:0
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь