пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

30.Композиция как система средств, способов и приемов организации художественного произведения

.

Термин произошел от латинского глагола componere, что значит складывать, строить, оформлять. Слову «композиция» в его применении к плодам литературного творчества в большей или меньшей мере синонимичны такие слова, как «конструкция», «диспозиция», «компоновка», «организация», «план».

Функции композиции:

- держать элементы в составе целого (организующая)

- смысловая

Хализев: К. – это система соединения знаков, элементов произведения.

Грехнев: К. – это художественное целое, слагающееся из частей. Способ организации частей в составе целого, настроенный на эстетически совершенное выражение этой художественной идеи.

Многоуровневая композиция. Федотов:

- композиция сцен, сюжетов, эпизодов (инверсия, ретардация)

- архитектоника (объем, главы, стихи или проза)

- образный строй (система персонажей)

- композиция речевого и стихового уровней (смена способов художественного изложения, соотношение статического и динамического, звуковая, синтаксическая организация текста).

Персонажи: главные, второстепенные, внесценические, герои-двойники, протагонисты\антагонисты.

Композиционные средства, способы и приемы:

-повтор

- усиление

- противопоставление

- монтаж

1) повтор: слова (рефрен), ситуации (ситуации-эхо). Пр. Твардовский «Василий Теркин», Блок «12».

2) Усиление впечатления путем подбора однородных фактов, образов, деталей. Пр. «мертвые души» - описание дома помещика.

3) противопоставление. Пр. Швабрин\Гринев, «Война и мир», «Поднятая целина» - трагическое\комическое.

4) Монтаж. Два образа, расположенные рядом, рождают новый третий смысл. Пр. Чехов «Ионыч».

Кольцевая композиция: Гоголь «Ревизор», Блок «Ночь. Улица…»

Лейтмотив - важный мотив, выраженный разными способами. Пр. Лермонтов «Маскарад» - мотив ошибки и обмана.

Контраст как зеркальная композиция. Например: «Евгений Онегин», все сцены зеркально соотносятся.

Композиционные приемы, как видно из сказанного, связаны со всеми уровнями предметности и речи. Построение литературного произведения — феномен многоплановый, имеющий различные аспекты (стороны, грани). Оно включает в себя и расстановку персонажей — их систему, и расположение, воссоздаваемых событий в тексте произведения (композиция сюжета), и особенности «подачи» предметно-психологической реальности (портретов, пейзажей, интерьеров, диалогов и монологов), и динамику форм (способов) повествования, и соотнесенность собственно речевых единиц, в том числе элементов стихотворной формы.

Композиционные средства (повторы, антитезы и подобия, смена «точек зрения», «монтажные фразы» и т. п.) определенным образом корректируют и углубляют те значения и смыслы, которые несут предметный и речевой пласты произведения — его мир и словесная ткань. При этом композиция привносит в сферу литературы свои, особые, специфические смыслы, одновременно художественные (эстетические) и философские. Эти смыслы сопряжены с представлением, во-первых, об упорядоченности, организованности, стройности, во-вторых, о разнообразии, в-третьих, о творческой свободе.


24.01.2020; 22:03
хиты: 68
рейтинг:0
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь