Связи искусства со сферой эстетического многоплановы. Во-первых, предметом изображения в художественных произведениях становится жизнь в ее эстетических свойствах. Во-вторых, сам материал художественных образов (звук, слова и т. д.) имеет чувственный характер и апеллирует к его эстетическому восприятию. В-третьих, эстетическое не только преломляется в произведениях искусства, но и создается в результате творческого акта.
Соотношение между эстетическим в искусстве и в реальности понимается по-разному. Одни говорят, что искусство восполняет реальность, привносит в нее упорядоченность, создавая эстетическое ценное. Другие считают, что «искусство не творит красоту, а являет ее собой, запечатлевает ее».
Сфера эстетического несомненно шире области художественного, но только в нем эстетическое выходит на первый план и представляется по максимуму.
Главная функция литературы наряду с познавательной – эстетическая (чувственно-воспринимаемая). Литературное произведение всегда эстетический артефакт (нечто, сделанное по эстетическим законам). С XX в. любые эстетические явления стали оцениваться еще по двум эстетическим критериям, автором которых является Ницше:
- аполлоновское начало (благо, красота, упорядоченность);
- дионисийское начало (буйство, дисгармония, пьянство).
В художественном произведении, как эстетическом объекте, должны быть единство содержания и формы, целостность, законченность. Так, например, Достоевский не совладал с гармонией и содержания в романе «Братья Карамазовы» (слишком многое хотел сказать).
Художественность – особое качество литературного произведения, которое делает его эстетически значимым.
Критерии художественности:- рождение произведением эстетических эмоций;- создание произведения по законам красоты;- обладание внутренней меры(чувством соразмерности и сообразности);- гармония и симметрия;- законченность и завершенность.
Формы оценки: гениальное, талантливое, графоманское произведение.