пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

40. Дооктябрьская лирика Бориса Пастернака. Сборники «Близнец в тучах», «Поверх барьеров», «Сестра моя, жизнь».

В. Брюсов относил Пастернака к «порубежникам», к тем, у кого футуризм сочетался со стремлением связать свою деятельность с художественной традицией. Сам Пастернак писал, что коренным образом ломал свою художественную манеру, чтобы не быть похожим на поразившего его Маяковского. Еще одно отличие Пастернака от футуризма — его подчеркнутая связь с традицией, во время работы над своей первой книгой он читал Тютчева. В декабре 1913 года (с датой «1914» на титульном листе) вышел «Близнец в тучах» — первая книга стихов Бориса Пастернака. Предфутуристический сборник, влияние Тютчева и Анненского. Близнец – это созвездие, намек на путеводную звезду. Футуризм в понимании пастернака был новаторским подходом к обычным жизненным явлениям, воспринятым в аспекте вечности.                                                               Пастернак о работе над «Близнецом в тучах»:                                                                                                                                         «Моя постоянная забота обращена была на содержание, моей постоянною мечтою было, чтобы само стихотворение содержало новую мысль или новую картину»

Его появлению предшествовало несколько лет нерегулярных поэтических и прозаических опытов, от которых сохранилось определенное количество набросков и несколько стихотворений. Остальное, видимо, было уничтожено автором. Стихи «Близнеца в тучах» писались подряд как связная книга, которая должна была стать программной. Рядом писали и издавали такие же дебютные книги два товарища Пастернака, Сергей Бобров и Николай Асеев, с которыми он вскоре составит футуристическую группу «Центрифуга». Книга действительно стала этапом в писательском самоопределении автора — только после нее он начинает говорить о своих литературных занятиях как о профессии.

Пастернак отказался от рисованной обложки в своем литературном дебюте, настояв на аскетичном оформлении. Друзья по «Лирике» хотели создать книге своего рода отрицательную рекламу, поднять шум, предлагали снабдить ее резким предисловием Сергея Боброва, — Пастернак категорически отказался от публичного шума. Книга вышла с предисловием Николая Асеева, объявившего лирику Пастернака «оппозиционной». Над книгой и ее предисловием иронизировали в литературных кругах: ведь и сам автор, и его критик никому не известны! Маяковский и его компания вели себя вызывающе обидно: о «Близнеце в тучах», например, «Первый журнал русских футуристов» отозвался совсем уж безобразно. Как, впрочем, и обо всех «лириках», обо всей «продукции» бобровско-асеевско-пастернаковского издательства: «И вот они уже собирают разбросанные их предшественниками окурки, скучно сосут выжатый и спитый лимон и грызут крошечные кусочки сахара...» .

Интересно, что в «Близнеце в тучах», как и в двух последующих книгах стихов Пастернака, отсутствуют датировки стихотворений, что для поэзии 1900-1910-х было скорее исключением. Впервые стихотворения с датировками появляются у Пастернака в книге «Темы и вариации», вышедшей в 1923.

Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга — «Близнец в тучах» — в конце того же года. В 1928 году половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора» и основательно переработаны.

Та же ассоциативная связь весеннего дождя и поэзии прослеживается в одном из первых стихотворений сборника «Поверх барьеров» (уже вполне футуристического, 1916) стих-е из цикла «Весна»

Поверх барьеров (1914—1916)[править]

Сборник вышел в последних числах декабря 1916 года. Содержал 49 стихотворений, из которых 31 позднее было переработано, остальные 18 больше не переиздавались.

Из коммерческих соображений на титульном листе был указан 1917 год. Часть стихотворений из этого сборника (некоторые из них были существенно переработаны) составили одноименный раздел книги стихов 1929 года, также названной "Поверх барьеров". На одном из экземпляров сборника Б. Пастернак пояснил свой выбор данного названия: "С течением лет самое, так сказать, понятие "Поверх барьеров" у меня изменилось. Из названия книги оно стало названием периода или манеры, и под этим заголовком я впоследствии объединил вещи, позднее написанные, если они подходили по характеру к этой первой книге, т. е. если в них преобладали объективный тематизм и мгновенная, рисующая движение, живописность". 

 "Сестра моя – жизнь" в большей степени, чем другие сборники Пастернака, представляет собой целостное произведение, лирический роман, в основу которого положена реальная история взаимоотношений поэта с Еленой Виноград (встреча в Москве весной 1917 г., поездки к ней в Романовку и Балашов в июле и сентябре и последующий разрыв. В 1913 г. Пастернак познакомился с Маяковским и решил отказаться от романтической манеры. Вошел в «Центрифугу». Знакомство Цветаевой со стихами сборника «Сестра моя — жизнь» стало началом многолетней переписки и Дружбы поэтов.Книга «Сестра моя — жизнь» была написана им в 1917 г. и имела подзаголовок: «Лето 1917». Еще до издания она распространялась в списках. Первый рецензент книги Я. Черняк отмечал: «Сестра моя — жизнь» симптоматична для всей русской поэзии. Пастернак признавался: «"Сестра моя — жизнь" была посвящена женщине. Композиция подчинена сюжету любовной драмы от момента зарождения любви до ее утраты.  Тема женской доли, противопоставление естественного чувства правилам и установлениям морали, калечащим женскую судьбу, отразилась в стихотворениях «Любимая, — жуть! Когда любит поэт...», «Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе... » и др. Эта тема сквозная у Пастернака. В «Сестре…» он изображает мир как отражение человеческих переживаний. В книге указан отход Пастернака от восторженного восприятия революции.

Состояла из циклов: Не время ль птицам петь, Книга степи, Развлечения любимой, Занятье философией, Песни в стихах, чтобы не скучала, Романовка, Попытка душу разлучить, Возвращение, Елене, Послесловье.

Отдельная тема книги— лермонтовская.

 


27.01.2019; 23:30
хиты: 1424
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь