пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

34. Сказовая специфика повести Алексея Ремизова «Кровные сестры». Стиль писателя, сюжетно-композиционное и идейное своеобразие повести.

Про писателя. Как отмечается большинством исследователей, Ремизову присуща совершенно особая творческая манера. «Чтобы читать и постигать Ремизова, надо «сойти с ума». Не помешаться, не заболеть душевно, а отказаться от своего привычного уклада и способа воспринимать вещи. Творчество Ремизова 1900-х годов нельзя отнести ни к декаденству, ни к символизму, как широко не интерпретируя данные направления, в них невозможно было «втиснуть» самобытную манеру повествования автора. От реалистических рассказов раннего периода творчества к импрессионизму 1900--1910-х годов (роман «Пруд» и др.), к тому принципу художественного восприятия мира, который современники писателя называли «сновидческим», парадоксально сочетавшим реальное и фантастическое, явь и сон, реальности быта и только Ремизову присущий фантастический гротеск.

Ярким выражением самобытного дарования Ремизова является жанр «литературных снов. Ремизовское снотворчество часто сопоставляют с работами сюрреалистов. Несмотря на внешнюю схожесть «теории» и практики его снотворчества с отдельными тезисами «Манифеста сюрреализма» А. Бретона, позиция русского писателя обнаруживает оригинальное отношение к «бессознательному». Ремизов и здесь опередил свое время: мысль о том, что сновидение может быть структурировано как текст, впоследствии станет одним из основополагающих постулатов постструктурализма.

Апофеозом творческого метода является книга «Огонь вещей». Здесь писатель активно использовал целый ряд взаимосвязанных практик: переписывание, звучащее слово (чтение вслух) и рисунок. Благодаря особому постижению сущности «чужого» художественного произведения снимались стереотипные представления, заученные характеристики, отбрасывалось все искусственное и лишнее. Конституируя в своем «Я» мир героев Гоголя, Пушкина и Достоевского, Ремизов восходил к пониманию метафизического смысла русской классики. Рисунки писателя на темы произведений Гоголя и других классиков русской литературы, в которых визуализовались метафорические образы, становились неотъемлемой частью литературного процесса.

Однозначно охарактеризовать прозу Ремизова или причислить его к какому-либо одному направлению довольно трудно, но современниками писателями и исследователями предлагались такие названия, как «орнаментальная проза», «неоклассическая проза», «лирическая» или «поэтическая проза». Творчество Ремизова представляет собой уникальное явление с точки зрения художественного метода. Также исследователи, анализируя прозу Ремизова, называют её сказовой, подчёркивая её «двойственный характер» -- одновременно и шутовской и серьёзный. Именно детские впечатления становятся решающими в формировании двух полюсов, между которыми будет колебаться ремизовское восприятие жизни, «огорчением против мира», безнадежно-пессимистическим сознанием ущербности земного человеческого удела и «веселостью духа», радостным удивлением перед Божиим миром.

Уже в ранней его книге «Посолонь» находит своё отражение его тяготение к фольклорной традиции, к творчеству средневекового типа, анонимному и практически безразличному к «литературной собственности». Исследователи неоднократно писали о мифопоэтическом подтексте произведений Ремизова, указывая, что писатель хорошо знал фольклорные и древнерусские источники при этом творчески перерабатывал их мотивы, создавая авторский «миф о мире».

Этот «драматический мир универсалий, восходящих к древнерусской мифологии», проявляется, в частности, и в романе «Крестовые сестры». «Подобно другим писателям-«неомифологам», Ремизов расширяет этот круг мифологем за счет образов и мотивов, почерпнутых из позднейшей литературы (прежде всего - у Гоголя и Достоевского). Таким образом, реальность и надреальность оказываются в его произведениях взаимопроницаемыми вполне в духе принципов символистской литературы».

            Про произведение.

Одна из центральных тем в творчестве писателя-проблема поиска праведности, роман «Крестовые сестры» является ярким примером воплощения этой темы. В произведении женские образы как идеал священного и женственного могут быть рассмотрены как обеспечение сохранения православных ценностей и русской культуры.

Несмотря на то, что в центре повествования в романе «Крестовые сёстры» находится образ Петра Алексеевича Маракулина, всё-таки именно женские образы романа в наибольшей степени раскрывают авторское видение этого мира и людей, живущих и страдающих в нём. «Жертвенность для Ремизова-знак высшей интуитивной мудрости, доступной немногим.» [тырышк] За конкретными людскими судьбами писателю видятся вечные муки Христа и хождение Богородицы по мукам.

Система образов в романе «Крестовые сёстры» очень разветвлённая. Принцип её организации довольно прост -- почти все главные герои живут в одном доме, в одном дворе, и дом этот представляет собой некий срез общества, микромир. И то, что читатели наблюдают в этом микромире, является отражением жизни всего большого города большого мира.

Систему персонажей романа можно рассматривать также и с точки зрения авторского отношения к ним. Автор либо сочувствует страдающим и мучающимся героям -- но именно эти герои является носителями духовного начала, либо -- презирает их за их спокойствие и сытость, и эти герои, с авторской точки зрения, спасения недостойны.

Кроме того, герои в романе выстраиваются и по возрастному признаку -- по отношению к центральному герою. Образы матери и Акумовны -- это образы старших героинь, которые как раз и выполняют по отношению к Маракулину материнские функции. Все остальные герои -- это образы «братьев» / «сестёр» героя -- в символическом, мифологическом плане.

То есть в романе, помимо фабульного, есть ещё и сюжет мифологический, выводящий роман за пределы простого изображения жизни одного дома или одного двора в Петербурге, но поднимающий его на уровень повествования о судьбах человечества.

И этот мифологический сюжет строится на том, что образ почти каждого героя романа соотносится с образами мифологическими, библейскими. Как уже отмечалось, образ главного героя соотнесён сражу же и с образом Христа (мотивы его страдания и ритуальной смерти), и с образом апостола Петра. Следовательно, образ предавшего его Глотова ассоциируется с образом предавшего Христа Иуды, а образ друга Маракулина, Павла Плотникова -- с образом апостола Павла.

Не случайно роман называется «Крестовые сёстры» -- почти все героини романа объединены сходством своих судеб, своими страданиями. Судьба каждой героини в романе -- это почти всегда отдельная вставная новелла, но всех героинь роднит на сюжетном уровне то, что они живут в Бурковом дворе, а на уровне духовном -- их внутренне родство.

Проблема назначения женщины в обществе. В жизни героинь: Акумовны, Веры Николаевны, Лизаветы Ивановны, Анны Степановны, Адонии Ивойловны и Евгении Александровны, начиная с их рождения, было много бед и радостей, горестей. Детство и юность их связана с древнерусскими городами: «Костринск, город белых церквей на реке Устюжине», где жила Вера Николаевна, «Пурховец, древний город на реке Смугра»-родной Анне Степановне. Как и во всех уездных городах, похожих друг на друга, здесь высоко чтили православные обычаи, приобщали детей к религии, были богобоязненны. В такой атмосфере праведности выросли и наши героини. Но где добро, там и зло, где почитание, там и грех рядом.

Именно в ней заключен источник непоколебимой веры, милосердия и жизненной стойкости «крестовых сестер», на долю которых выпало немало испытаний и страданий. Необходимо отметить, что роман изобилует сценами духовного и физического насилия над героинями, а их биографии ассоциируются с жизнеописаниями христианских святых, принявших крестные муки. Натуралистичность некоторых эпизодов усиливает обличающую силу ремизовского реализма: в первой главе описывается, как Глотов «жену свою законную с третьего этажа на землю выбросил», а в пятой - история гимназистки Жени представляет собой череду страданий, которые способно вынести «одно железное сердце».

Концентрация физических и духовных страданий каждой из героинь романа очень велика, и у читателей романа возникает впечатление, что вырваться из этого порочного круга страданий, насилия, плача просто невозможно. Но Ремизов наделяет почти всех своих героинь и особой духовной сущностью -- все они близки к Богу, многим из них посылаются видения или вещие сны, обещающие иную, лучшую жизнь. Однако здесь, в этом мире, в этом городе, в этом убогом дворе, где все они живут, их страдания воистину непереносимы, и единственным выходом их них является смерть. Как уже отмечалось, Маракулин, видя их страдания, хочет прекратить их, но сделать это можно только путём убийства. И он убивает сам себя, не в силах больше выносить страдания женщин, с которым так жестоко и так несправедливо обходятся в этом мире, при том, что обвинить в этом («обвиноватить», говоря словами Акумовны) никого нельзя.

Смирение, жертвенность и покаяние - вот основные мотивы, раскрывающие природу «крестовых сестер» в романе. При этом вера в Господа и истинно христианское терпение - единственное, что помогает им выжить. Земной тернистый путь к Богу, пролегающий между святым и страстным, с его богомольческими и паломническими традициями, постами и православными праздниками, общими радостями и печалями составляет бытие «крестовых сестер».

Испокон веку в смутные времена народ земли Русской молился о заступничестве, уповая на милосердие Богородицы, которая, как известно, является примером женской жертвенности, смирения, сострадания и любви к ближнему. В подобном отношении к Богу и миру для «крестовых сестер» проявляются и благодать повседневности, и поиск первородной праведности, утраченной в результате грехопадения, и нелегкий путь к спасению души. Именно в их мирянском служении и должном религиозном поведении, по мысли Ремизова, мы можем увидеть первые шаги на пути к духовному возрождению России.

 


27.01.2019; 23:30
хиты: 85
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь