пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

15. Художественная проза и публицистика Брюсова. Критические статьи о символизме. Роман «Огненный ангел» (исторический антураж, своеобразие стиля, мистика в романе).

Из прозаического наследия Брюсова наибольший интерес представляют романы «Огненный ангел» и «Алтарь Победы», в которых речь идет о переломных эпохах человеческой истории, драматическом столкновении исторических культур. Обращенные в отдаленное прошлое романы Брюсова были злободневны заключенной в них аналогией с кризисным состоянием социальной и духовной культуры современности.

«Огненный ангел» -любовно - авантюрный роман. Действие происходит в Германии в 30 - х годах XVI в . , на широком социально - культурной борьбы нарастающего Ренессанса . Основная проблема романа борьба старого средневекового мира (с его мистицизмом , массовым терром , осуществляемым силами инквизиции ) с пробивающимися силами духовного возрождения . Повествование ведется от лица бывшего студента , выходца из небогатой семьи Рупрехта , он уже соприкоснулся с гуманистической культурой, и не принимает мрачной мистики средневековья , считая, что к «обновлению жизни» нужно идти путем «просвещения умов». Но, встретившись с Ренатой , женщиной , живущей в мире грез и видений , погруженной то в «тайные науки», то в исступленную святость, Рупрехт постепенно оказывается втянутым в сумрачное логово « Огненного дьявола » - реакции, раздавившей Ренату , погубившей Агриппу , осмелившегося проповедовать величие человеческого духа. Постоянные любовные перипетии в жизни главных героев романа изолируют их от окружающего мира, его социальных битв сил, с которыми движется история. Поэтому, несмотря на верность деталям быта, культурной жизни эпохи, документированному этнографизму, роман Брюсова представляет собой историческую стилизацию.

Второй роман Брюсова – «Алтарь Победы» - тоже насыщен историческими реалиями, создающими сложную  картину социальной и культурной действительности позднеантичного мира; он более значителен по раскрытию социальных сил эпохи и попытке автора вскрыть причины ее исторического развития.

Новеллистика Брюсова представляет меньший интерес по сравнению с его исторической прозой. Его повести и рассказы внешне продолжают традицию западноеврепейской авантюрной и психологической новеллы. В предисловии к сборнику «Земная ось» Брюсов писал . В пре что его рассказы объединены «единой мыслью сторон освещаемой в каждом из них». Это мысль о том , что нет определенной границы между миром реальным и воображаемым , между сном и явью , жизнью и фантазией . То что мы считаем воображаемым писал Брюсов , может быть и есть высшая реальность мира , а всеми признанная реальность - самый страшный бред . Эта идея лежит в основе многих рассказов сборника .

По стилю рассказы Брюсова представляют собой опыт воспроизведения в русской прозе традиции новеллистики Э. По , Вилле де Лиль Адана и прежде всего С. Пшибышевского. Подражая им, Брюсов создает рассказ занимательный и четкий по фабуле: это типичная новелла положений. Но четкость и простота формы изысканность языка рассказов входят в решительное противоречие с типичным даже нарочито заостренным декадентским их содержанием : картинами пыток , убийств , патологических страстей расстройств сознания . Стилизуя приемы письма западных авторов , Брюсов и в этом доходит до максимализма .

 Значительно наследие Брюсова -  литературного критика и литературоведа . В 1912 г. выходит книга литературно - критических статей Брюсова о классической и современной поэзии - « Далекие и близкие » . Поэт много работает техникой русского стиха: В 1918 г. публикует свои «Опыты по метрике и ритмике , по евфонии и созвучия по строфике и формам ». Эти опыты находят свое теоретическое завершение в книгах, которые до сих пор представляют значительный интерес для теории 1919 , и 2 изд- Основы стиховедения » , 1924 )стиха.

 Брюсов был человеком « на редкость широкого дарования и редкостной работоспособности » , «его экспансивность в области культуры показательна» . Одну за другой захватывал он , разрабатывал , осваивал разные области человеческого знания , исследования , умения , изобретательства открытий » , М. Горький назвал Брюсова самым культурным и образованным писателем того времени.

Октябрьскую революцию Брюсов сразу принимает включается в строительство новой культуры . В 1920 г. он вступает в Коммунистическую партию. Заведует Московской книжной палатой , отделом научных библиотек Наркомпроса , работает в Государственном ученом совете, организует Высший литературно - художественный институт, который , по его замыслу, предназначен для подготовки писателей и поэтов , преподает в Московском университете и Коммунистической академии. Начинается новый этап художественного творчества Брюсова . С 1920 по выходит пять книг стихов поэта : « Последние мечты»(1920), « В такие дни » ( 1921 ) , « Миг » ( 1922 ) , « Дали » ( 1922 ) , « Mea » ( « Спеши ! » 1924 )

 В эти годы в творчестве Брюсова основное место занимает социально - политическая лирика , тяготеющая к жанру гимна , оды.

 Большое значение для развития русской литературы имела переводческая работа Брюсова и его историко - литературные труды . В советское время он много работал как текстолог и редактор , особенно над трудами , посвященными творчеству Пушкина (библиография литературы о Пушкине за 100 лет , статьи о поэтике пушкинского стиха ). Поэт , прозаик , переводчик , критик литературовед , Брюсов сыграл большую роль в отечественной культуре.

 


27.01.2019; 23:30
хиты: 96
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь