пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

11. Апология частной жизни в «Уединенном» Розанова. Своеобразие стилистической манеры писателя.

Специфика книги Розанова «Уединенное» определяется взаимодействием двух начал художественного и документального Розанов повествует о себе, о событиях личной жизни, о «внутренней истории» души, о своих близких и знакомых, о современной ему эпохе. Это рассказ реальной личности о собственном бытии, изображение «внешней» и «внутренней» жизни автора

«Уединенное» совмещает в себе особенности дневника, воспоминаний, семейной хроники. Все записи в книге биографичны. Книга «Уединенное» может быть прочитана как автобиография Розанов вспоминает свое «тяжелое» детство и больную «мамашу», юность, знакомство с «другом» (В Д Бутягиной) и их счастливую жизнь до «трагедии» Эти автобиографические сведения в целом могут быть рассмотрены как жизнеописание, как семейная летопись В прижизненное издание «Опавших листьев» (1913, 1915) были вклеены семейные фотографии, что производит впечатление не только художественного текста, но и семейного альбома.

В <Уединенном» возникает новый, сложный образ автора, который организует композицию книги как художественного целого Автор предстает перед читателем в виде создателя произведения (автор-«демиург») и в виде главного героя книги, иными словами, автор становится творцом образа собственного «я» Розанов жизни и Розанов книги становятся одним лицом Собственное «я» Розанов не поэтизирует, а предельно снижает На страницах «Уединенного» автор неоднократно подчеркивает, что его «я» - это «я» самого обыкновенного человека, рядового обывателя В «Уединенном» воплотился удивительно живой и выразительный портрет автора Розанов заметил однажды, что все его лицо перешло в литературу. «Зеркальная» концепция «я» не отражает единства «внешнего и внутреннего» «Не я смотрю изнутри своими глазами на мир А я смотрю на себя глазами мира, чужими глазами ..»9 «Чужими глазами» Розанов воспринимает свой внешний облик, внутренний мир автор изображает предельно субъективно От непривлекательного внешнего облика Розанов переходит к изображению своего внутреннего мира В центре внимания авторского повествования оказывается самосознающая душа, жизнь которой становится предметом изображения Малейшие душевные движения и эмоциональные состояния фиксируются автором в «Уединенном»

Стиль Розанова характеризуется тенденцией к максимальному самообнажению Самоуничижение и предельное снижение образа необходимо Розанову для того, чтобы подчеркнуть свою типичность и не предстать перед читателем обычным «писателем» (исключительная личность), он приглашает читателя к интимной беседе, в которой автор и читатель равны.

На первой же странице «Уединенного» Розанов отказывается от читателя, оговариваясь, что пишет только для себя и не заботится о каком-либо внешнем,

незаинтересованном понимании Автор разрушает внешнюю, объективную форму диалога, поражая читателя антилитературной направленностью Розанов ломает устоявшиеся отношения с читателем и строит новые, внутренне диалогические

Несмотря на сознательный отказ автора от читателя, книга «Уединенное» сохраняет адресованность, так как текст не может существовать как без автора-создателя, так и без читателя-адресата На самом деле автор симулирует коммуникацию, провоцирует читателя Задача Розанова - столкнуть читателя с его собственными мыслями Читатель - это идеальный собеседник, единомышленник, тот, которому он может поведать свои самые сокровенные мысли, и в результате их откровенного общения возникает единый художественный мир, мир автора и читателя «Миниатюры» В В Розанова внутренне незакончены, представляют читателю возможность самому сделать выводы Утверждая что-либо, автор останавливается на полуслове, поэтому тексты Розанова невозможно интерпретировать однозначно. Читатель становится со-участником повествования, со-автором.

 


27.01.2019; 23:30
хиты: 77
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь