пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

4. Творчество Ивана Бунина в контексте реалистических тенденций литературного процесса. Проза Бунина 1900-1910-х годов: социальная и философская проблематика, особенности повествования.

Для творчества Бунина характерен инте­рес к обыкновенной жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализ­ма. Реализм его, однако, отличается от че­ховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным те­мам. По его мнению, высшим судьей являет­ся человеческая память. Именно память за­щищает героев Бунина от неумолимого вре­мени, от смерти. Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало («Антонов­ские яблоки»). Зачастую у Бунина лирика за­меняет сюжетную основу - так появляется рассказ-портрет («Лирник Родион»). 

Среди произведений Бунина есть расска­зы, в которых расширено эпическое, роман­тическое начало, когда в поле зрения писа­теля попадает вся жизнь героя («Чаша жиз­ни»). Бунин - фаталист, иррационалист, его произведениям присущи пафос трагичнос­ти и скептицизм, что перекликается с кон­цепцией модернистов о трагедийности че­ловеческой страсти. Как и у символистов, на первый план у Бунина выходит обраще­ние к вечным темам любви, смерти и приро­ды.
Любовь у Бунина трагична. Мгновения любви, по Бунину, являются вершиной жиз­ни человека. Только полюбив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высо­кую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен пре­одолеть природный эгоизм. Состояние люб­ви не бесплодно для героев Бунина, оно воз­вышает души. Одним из примеров необыч­ной трактовки темы любви служит рассказ «Сны Чанга» (1916). Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннее опустоше­ние капитана, своего хозяина. В рассказе по­является образ «дальних работящих людей» (немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель скептически говорит о воз­можных путях человеческого счастья: тру­диться, чтобы жить и размножаться, не по­знав при этом полноты жизни; бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать се­бя, так как всегда существует возможность измены; путь вечной жажды, поиска, в кото­ром, впрочем, по Бунину, тоже нет счастья. Реальности в рассказе противостоит собачья верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг не­сет в себе идею верности и признательнос­ти. Это, по мысли писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек. 
В лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако перед лицом кончины мно­гие чувствуют внутреннее духовное про­светление, примиряются, не желают тревожить своей смертью близких («Сверчок», «Худая трава»). 
Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных пе­реживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом. Так, в рас­сказе «Антоновские яблоки» восхищение щедростью и совершенством природы со­седствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб. 
Ряд произведений Бунина посвящен разо­ряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патри­архальном прошлом с его старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чув­ство грусти и сожаления об ушедшей гармо­нии патриархального мира, об исчезнове­нии целых сословий («Антоновские ябло­ки»). Во многих рассказах 1890—1900 годов появляются образы «новых» людей. Эти рассказы проникнуты предчувствием близ­ких тревожных перемен.

В своих произведениях 1900-1910-х гг. Бунин будет говорить о бессмысленности человеческих стремлений, иллюзорности того состава, который наполняет «чашу жизни», о загадке жизни и смерти, вечности природы и скоротечности жизни человека, он будет писать о «лютом» одиночестве, которое испытывает.

В начале 1900-х годов лирический стиль ранней прозы Бунина меняется. В рассказе «Деревня» (1911) отражены драматические раздумья писателя о России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает пессимистический взгляд на перспективы народной жизни.

Если в произведениях более ранних - рассказах сборника "На край света" (1897), а также в рассказах "Антоновские яблоки" (1900), "Эпитафия" (1900), Бунин обращается к теме мелкопоместного оскудения, ностальгически повествует о жизни нищих дворянских усадеб, то в произведениях, написанных после первой русской Революции 1905, главной становится тема драматизма русской исторической судьбы (повести "Деревня", 1910, "Суходол", 1912). Рассказ «Су­ходол» поднимает тему обреченности дво­рянского усадебного мира, становясь лето­писью медленного трагического умирания русского дворянства. И на любви, и на не­нависти героев «Суходола» лежит печать тлена, ущербности — все говорит о законо­мерности конца. Смерть старого Хрущева, убитого своим незаконным сыном, трагиче­ская гибель Петра Петровича предопреде­лены самой судьбой. Нет предела косности суходольского быта, где все живут лишь воспоминаниями о прошлом. Заключитель­ная картина церковного кладбища, «поте­рянных» могил символизирует потерю це­лого сословия. В «Суходоле» Бунин неодно­кратно проводит мысль о том, что души русского дворянина и мужика очень близки, что различия сводятся лишь к материаль­ной стороне. 

«Господин из Сан-Франциско» был написан в 1916 году, во время Первой мировой войны. В дни социальных и экономических потрясений общество поневоле начинает задумываться о «вечном»: жизни и смерти, индивидуальной судьбе и судьбах всего человечества. Бунин не стал исключением: в своем небольшом по объему, но максимально насыщенном по философскому содержанию рассказе писатель размышляет над проблемами общечеловеческими.

Писатель в названии рассказа символически отобразил свои прогнозы на судьбу современной ему буржуазной цивилизации, отверг призрачные, мнимые буржуазные ценности и утвердил ценности истинные, неотделимые от живой жизни, от природы, от естественности гармонии с человеком.

«Окаянные дни» (1918-1920) – веха, с которой начинается новый этап в жизни и творчестве Бунина. Революцию 1917 г. в произведении автор представляет как «кровавую игру», «вакханалию жестокости», опозорившую русского человека. С глубокой болью пишет Бунин о цепной реакции зла и насилия, начавшейся в 1917 году, о гибели русской культуры, о разжигаемой большевиками ненависти к интеллигенции.
Бунин-прозаик не примыкал ни к каким модным литературным течениям или груп­пировкам, по его выражению, «не выкидывал никаких знамен» и не провозглашал никаких лозунгов. Критика отмечала достоинства языка Бунина, его искусство «поднимать в мир поэзии будничные явления жизни». «Низких» тем для писателя не существовало. Чувство Родины, языка, истории у него было огромно. Одним из источников его творчест­ва была народная речь. Прозу Бунина мно­гие критики сравнивали с произведениями Толстого и Достоевского, отмечая при этом, что в реализм прошлого века он привнес но­вые черты и новые краски, обогатив его чер­тами импрессионизма. 

 


27.01.2019; 23:30
хиты: 82
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь