В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.
Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет "…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".
Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).
Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:
Представители литературных направлений
• Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
· Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
· Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
• Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
• Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
• Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
• Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.
• Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.
• Объединение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.
Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев.
Философия рубежа веков:
· Вл. Соловьев – «слияние истины, добра и красоты», Образ Софии (премудрости Божьей) – наследники младосимволисты (блок).
· Н. Федоров – призыв к преображению мира, активное христианство, философия общего дела – наследники футуристы (Пастернак).
· Дм. Мережковский – поиски нового Христа для интеллигенции.
· Н. А. Бердяев: расщепление космического мирового целого, предчувствовал новое религиозное сознание.
· Влияние Шопенгауэра, Ницше, Шпенглер повлияли наибольшим образом на русскую культуру этого времени.
В русской художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ веков получило распространение ДЕКАДЕНСТВО(упадок),обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась “уйти” от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни. Понятие декаданса - одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, "воли к власти".
Понятие “МОДЕРНИЗМ” (франц. moderne - новейший, современный) включало многие явления литературы и искусства ХХ в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются новые художественно-эстетические качества: расширяются “рамки” реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе и искусстве.
Модерн – это «Искусство ради искусства».
Основные черты: ориентация на новизну, тенденция к культурному синтезу, стремление к синтезу реализма, внимание к художественной форме произведения, эстетизация окружающей действительности.
Издательства: «Мир искусства» (Организатор выпуска – Дягилев), «Новый путь», «Скорпион» , «Сатирикон» и «Новый сатирикон» (Аверченко, С. Черный) и др.