пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

11. Философская драма Дж.Байрона «Каин».Тираноборческие и богоборческие моттивы.Образ главного героя.

Мистерия «Каин» (Cain, 1821) - крупнейшее произведение позднего Байрона. Это лирическая драма или, скорее, лирико-драматическая поэма, так как драматические приемы всецело подчинены здесь лирическому строю произведения. Главное в «Каине» не драматизм событий, а философская медитация. На материале известной библейской легенды поэт ставит современные философские проблемы. Идейно-художественное решение этих проблем отличается масштабностью и обобщенным характером.

Библейский образ Каина переосмыслен у Байрона. Это уже не символ зла; убийство Авеля совершается Каином по злой воле Иеговы. Сам Каин выступает в поэме как воплощение человечности и доброты; возвышенна любовь Каина к Аде. Каин - бунтарь, герой, стремящийся к действию во имя истины, добра и счастья. Когда встает вопрос о выборе жизненного пути, он выбирает путь героической борьбы. Герой борется против несправедливости и деспотизма Иеговы, за осуществление своего нравственного идеала.

По примеру славящего разум Люцифера Каин стремится познать место и роль личности в мире. Но в отличие от сомневающегося во всем Люцифера Каин верит в добро. Главный нерв поэмы - в постижении духовных противоречий времени во всей их трагической сложности. Диалектика жизни, противоречия в историческом развитии общества, борьба антагонистических начал - вот суть романтического историзма этой поэмы. Каин отвергает покорность Адама, Евы и Авеля. Человек не должен мириться с господством зла, с трагической судьбой человечества; он имеет право на борьбу, на восстание - такова главная мысль этой поэмы. Нравственно-этические идеи поэмы развиваются в атмосфере активного выражения личного начала самого автора. Богоборческая, героическая поэма Байрона обладала большой взрывчатой, революционной силой; недаром католическая церковь внесла «Каина» в список запрещенных книг.

Поэма «Каин» написана пятистопным белым стихом, выразительные возможности которого были раскрыты в произведениях Шекспира и Мильтона. На русский язык поэма переводилась И. Буниным.

Каин - характеристика литературного героя (персонажа)

КАИН (англ. Cain) — герой мистерии Д.Г.Байрона «Каин» (1821). В интерпретации Байрона библейский Каин превращается в романтического героя — богоборца, революционера духа, восставшего против божества. Как и Манфред, К. «ранен истиной суровой, что Древо Знания — не Древо Жизни». Он упрекает Бога в том, что тот не даровал людям бессмертия, а своих родителей, Адама и Еву, — в том, что, сорвав плод с древа знания, они не сорвали плода с древа жизни. Услышав стенания К., к нему является скорбный дух Люцифер. Он приходит к единственному из людей, кто, подобно ему, восстал против Бога и доказал, что творимое им зло не есть добро. К. жаждет запретного знания, хотя и отказывается преклонить колени перед духом тьмы. Вместе с К. Люцифер совершает полет над бездной, показывает ему прекрасные миры и бессмертные светила, открывает ему тайну существования и тайну смерти. Люцифер утверждает, что, имея один плод — знание, необходимо стремиться к другому — бессмертию. И на вопрос Каина: «Но как?» — отвечает: «Сопротивляясь. Угасить/ Ничто не может духа, если хочет/ Дух быть самим собой и средоточьем/ Всего, что окружает дух…» (перевод И.Бунина). Прозревший К. возвращается на землю, унося с собой завет Люцифера: «Терпи и мысли — созидай в себе // Мир внутренний, чтоб внешнего не видеть. // Сломи в себе земное естество // И приобщись духовному началу!» Таким образом, К.— типично романтический герой, воплощение всевластия человеческого духа («…чувствую, что в мире ничтожен я, меж тем как мысль моя сильна, как Бог»). Бесплодны увещевания Ады, призывающей К. перестать оплакивать потерянный Эдем. К. утверждает, что лучше умереть, чем жить в мучениях и завещать их детям. Поэтому он восстает против Бога, который принимает кровавую жертву Авеля, но не хочет принять его плодов. В пылу борьбы, желая низвергнуть жертвенник Авеля, он поражает брата головней в висок. «Каин… убивает Авеля в припадке неудовольствия политикой рая, приведшей к изгнанию из него всех (то есть первых людей), и отчасти (как это написано в Книге

бытия) потому, что жертвоприношение Авеля было более угодно божеству»,— писал Байрон в письме Т.Муру. Человек, страстно ненавидящий смерть, К. первым приносит ее в мир. Бунт во имя человека оборачивается насилием. Ева проклинает сына-братоубийцу, ангел клеймит его печатью отверженного. Каин и Ада с детьми уходят в изгнание. Но главное наказание К.— его вечное сомнение.


22.01.2017; 21:03
хиты: 152
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь