С полной силой его талант раскрылся в басенном творчестве, его перу принадлежит более ста басен. Он часто перерабатывает сюжеты немецкого баснописца Геллерта (1715— 1769), басни которого не отличались широтой социальных обличений, но имели моралистический характер и занимательную форму. Хемницер тоже наполняет дидактикой и аллегорией сюжет; отсюда новеллистичность и жанровое многообразие его басен: от басни-эпиграммы до басни-сказки. В баснях отразились его просветительские взгляды. Общественные противоречия Хемницер понимает просветительски, противопоставляя беззаконию — закон; лев в его баснях неизменно выступает тираном и символом беззакония («Дележ львиный», «Львове путешествие»). Демократизм Хемницера проявляется в сочувственном отношении к труженику, бедняку.
Хемницер обогатил поэтику басенного жанра. Он отказался от нарочитой гротескности сумароковской поэтики (обусловленной требованиями классицизма: басня — низкий жанр, в ней уместны грубая натуралистичность языка и образов, шутовство) и обратился к природе, к простоте и естественности образов. Сам жанр басни он сделал серьезным, дидактическим, стиль её — «средним», основанным на контаминации книжной и разговорной языковой нормы. Хемницер-баснописец проложил дорогу к подлинно народной басне И.А. Крылова, в этом его историческое значение и роль в литературе.