В конце жизни И.И.Дмитриев, оценивая пройденный в литературе путь, указывал на этапный характер этого стихотворения:"...начался новый период в моей поэзии, песня моя "Голубок" и сказка "Модная жена" приобрели мне... известность в обеих столицах"(Дмитриев И.И. Взгляд на мою жизнь. М., 1866. С. 69). "Пиеса" о верном голубке получила популярность в силу высоких идейно-художественных достоинств произведения, актуальности проблематики, свежести форм выражения интимных чувств. Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость стихотворения, в нем автор сумел поставить целый комплекс серьезных этико-философских проблем, касающихся взаимоотношений мужчины и женщины. Имея репутацию "дамского стихотворца", Иван Дмитриев создал особую философию любви, показал красоту духовного общения, встал на защиту непреложных нравственных принципов в жизни человеческого сердца. Поэт доказывал в "Голубке", что высшая ценность любви заключается в чувстве ответственности за жизнь и счастье друг друга, в забвении личных эгоистических стремлений ради благополучия ближнего.ихотворение И.И.Дмитриева "Стонет сизый голубочек" находится на стыке двух поэтических традиций — сентиментальной и предромантической. С поэтикой сентиментализма песню о голубке роднит тема разлуки, любовных переживаний, женского легкомыслия и неверности. Внутренний мир человека, по мысли "чувствительных поэтов", оказывался беззащитным перед реалиями бытия. Трогательный в наивности своего чувства голубок, тоскующий в одиночестве и погибающий от неразделенной любви, вызывал сопереживание, сочувствие у автора и читателей. Как сентименталист, Дмитриев предпочитал изображать "этического" человека в интимной сфере жизни и рассказывать в стихах только о возвышенном, прекрасном.предромантизмом стихотворение "Стонет сизый голубочек" сближает тема рока, преследующего неординарную личность, мотив несостоявшейся любви, ведущей к преждевременной гибели героя. Двуплановость и аллегоричность песни (мир природы — мир человека; голубок и голубка — мужчина и женщина) предвосхищают идею романтического двоемирия. В традиционном "любовном треугольнике" роль антигероя выполняет "злая судьбина", что усиливает знаковый характер образной системы произведения. Для героя предромантизма характерны культ одиночества и противостояния року, неприятие мира, духовный максимализм по отношению к себе и окружающим, состояние внутреннего смятения, персонификация какого-либо нравственного качества (голубок — постоянство и верность в любви, голубка — кокетство и легкомыслие). В предромантической поэзии И.Дмитриева лирическое начало преобладало над эпическим: в стихотворении важным был не столько сюжет, сколько впечатление, им произведенное.