пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

14. Становление русского романа в прозе Ф. Эмина и М. Чулкова.

1760—1770 гг. явились одной из самых бурных и насыщенных эпох в литературе.На авансцену русской литературы выходит проза:сатирическая публицистика периодических изданий и оригинальная русская беллетристика,главнымобразом,роман.

Художественная проза,первые опыты русского романа 1760—1770-х гг.—это в эстетическом отношении совершенно новаторское явление.Первым оригинальным русским романистом нового времени считается Федор Александрович Эмин.Одним из его первых романов был «Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда»(1763).Но одним из лучших его романов является «письма Ернеста и Доравры"Жанровая форма, которую Эмин придал своему роману— эпистолярный роман.Эмин сосредоточился на закономерностях и природе эмоциональной жизни человека,воссоздав в своем романе историю многолетней,верной и преданной любви Ернеста и Доравры, которая пережила все существовавшие препятствия—богатство и бедность,вынужденный брак Доравры,известие о том,что жена Ернеста,которую он считал умершей, жива, но в тот момент, когда эти препятствия исчезли,дает о себе знать неисповедимая таинственность и непредсказуемость жизни сердца:Доравра вторично выходит замуж,но не за Ернеста.В предисловии к своему роману Эмин попытался объяснить свои исходные установки, которые привели роман к такому финалу.Основной эстетической установкой Эмина, которую он и пытается выразить в предисловии,является не ориентация на должное,идеальное,а ориентация на истинное,жизнеподобное. Для Эмина истиной становится не абстрактная рациональная формула страсти,а реальное, житейски-бытовое осуществление этой страсти в судьбе обычного земного жителя.Эта установка продиктовала и заботу о психологических мотивировках поступков и действий героев, которая очевидна в том же предисловии к роману.Однако эта установка на изображение истины духовной и эмоциональной жизни человека,пришла в противоречие с совершенно условным,безбытовымпространством:роман,задуманный и осуществленный как русский оригинальный роман о русских людях,современникахписателя,никак не соотнесен с реалиями национальной жизни.

Роман Михаила Дмитриевича Чулкова«Пригожая повариха, или похождения развратной женщины».В своей жанровой модели «Пригожая повариха» соединяет традицию авантюрно-плутовского романа-путешествия с традицией психологического романа:форма повествования в «Пригожей поварихе»—автобиографические записки.Мартона — близка эпистолярной форме своим личным характером, отсутствием моралистического авторского голоса и способом создания характера героини в ее самораскрытии.В образе Мартоны,заметно стремление писателя подчеркнуть национальное начало:речьМартоны обильно уснащена пословицами и поговорками;Чулков отдал в романе самой героине повествование об ее бурной жизни и сомнительной профессии.Подобнаяпозиция,новая сама по себе,должна была восприниматься еще более остро из-за того, что и героиня, и история ее жизни были для русской литературы небывалым явлением. Женщина легкого поведения и окружающие ее мелкие дворяне, судейские чиновники-взяточники,воры,мошенники и плуты-таких героев до Чулкова русская лит-ра еще не видала,во всяком случае,в национальном романе.Важното,чтоМартона в своих автобиографических записках предстает одновременно в двух своих личностных ипостасях: героини повествования и повествовательницы.Мартона-героиня предстает перед читателем в настоящем времени своей жизни, но для Мартоны-повествовательницы эта стадия ее жизни — в прошлом.Из откровенных автохарактеристик, сопровождающих столь же откровенно описанные сомнительные в моральном отношении поступки,вырастает малосимпатичный нравственный облик женщины-авантюристки.Дошедший до нас текст романа Чулкова кончается сценой встречи умирающего от угрызений совести за мнимое убийство СвидаляАхаля со своей мнимой жертвой,после чего стоит фраза: «Конец первой части».И до сих пор точно не установлено, была ли вторая часть романанаписана.С точки зрения чисто сюжетной он оборван на полуслове.Однако с точки зренияэстетической,дидактической, в романе «Пригожая повариха» все самое главное уже произошло:очевидно, что Мартона изменилась, причем изменилась в лучшую сторону, и женщина-писатель—это уже совершенно другой человек.И в этом смысле сюжетная оборванность романа «Пригожая повариха» стала эстетическим фактом истории русской литературы и значимым фактором, который определил представление русских читателей о жанре романа.Отсутствие сюжетного конца,возможность дальнейшего движения,ощущение которых дает внешняя незаконченность романа, постепенно стали осознаваться неотъемлемым признаком этого жанра,художественнымприемом,который формально выражает идею жизнеподобности романа, оформляет его как самодвижущую реальность.

 


22.12.2016; 21:13
хиты: 214
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь