пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

11.жанр трагедии в рус. Лит-ре 18в. Эволюция жанра трагедии.

Трагедия (греч. , букв. «козлиная песнь» от - козел и - песня). Вид драмы, противоположный комедии, основанный на непримиримом противоречии героических персонажей и исполненный патетики. Аристотель, обобщая в «Поэтике» определил основные свойства драмы в сравнении с эпосом и лирикой. По его мнению, драма отличается от эпической и лирической литературы тем, что она отражает действительность не через событие или переживание, а посредством действия. Действие в драме Аристотель рассматривал как результат столкновения характеров, движимых определенными интересами. Фабула - основа трагедии - должна быть воспроизведением единого и притом цельного действия, ибо она должна быть подражанием действию. А части событий должны быть соединены таким образом, чтобы при перестановке или пропуске какой-либо части изменялось или потрясалось целое. Ведь то, что своим присутствием или отсутствием ничего не объясняет, не составляет никакой части целого. Трагедия есть воспроизведение не только законченного действия, но также вызывающего страх и сострадание, а это бывает чаще всего в том случае, когда что-нибудь происходит неожиданно, и еще более, когда происходит вследствие взаимодействия событий. В трагедии необходима перемена от счастья к несчастью и не из-за порочности, а из-за большой ошибки человека, бывшего до этого в великой славе и счастии. Трагическое - это «ужасное» и «жалостное»: «ужасное» последствиями столкновения между требованиями общего и индивидуальной деятельностью; «жалостное» - в силу вызываемого трагическим героем чувства сострадания, жалости, какой бы силой характера он ни обладал. Исходя из сопоставления трагедии и комедии Аристотель замечал, что трагедия стремится изображать лучших людей, нежели ныне существующие. Теория классицизма наследовала учение Аристотеля о драме, применив его к своей эпохе и ее задачам. Некоторые из признаков ее были усилены. Так, трагедия и комедия были не только противопоставлены друг другу, но «возвышенное» и «обыденное» не могли быть соединены в рамках одного произведения. Более резкое, чем в античную эпоху, размежевание трагедии и комедии по предмету привело к такому же полярному разделению сфер их эмоционального воздействия. В «Поэтическом искусстве» Буало возражает против упрощенного изображения безупречных, «идеальных» героев, лишенных всяких слабостей, потому что такие характеры противоречат художественной правде, более того, именно слабости героев должны оттенить их значение и величие. Вопрос о единстве характера теснейшим образом связан с пресловутым классическим правилом трех единств. Драматическое действие должно изображать героев в наивысший момент его трагической судьбы, когда с особой силой проявляются основные черты его характера. Кроме того, поскольку весь драматический интерес сосредоточен на психологических переживаниях персонажей, а внешние события служат для них лишь толчком и поводом, не требуется ни физического времени, ни физического места для этих событий - действие классической трагедии разыгрывается в душе героя. Условный промежуток времени в 24 часа оказывается достаточным, ибо события происходят не на сцене, не на глазах у зрителя, а даются только в форме рассказа, в монологах и диалогах действующих лиц. Наиболее острые, напряженные моменты сюжетного развития - убийства, ужасы и кровопролития - должны совершаться за сценой. Буало считает подобного рода внешние сценические эффекты недостойными «высокого» жанра трагедии. Художественное воздействие на зрителя должно оказываться не через чувственное впечатление, а через осознанное разумом восприятие. Это требование было оправдано той борьбой, которую классицизм вел с натуралистическими тенденциями. Согласно поэтике жанра, героями трагедий могли быть монархи, князья, полководцы, т.е. лица, определявшие своей волей судьбы многих людей и даже целого народа. Это к ним было обращено главное требование - поступаться эгоистическими интересами во имя общей пользы. Высокая трагедия классицизма, подобно античной трагедии, развивалась как жанр героический. Поэтому для нее характерно обращение к прошлым эпохам. История, особенно героическая, открывала широкие возможности для постановки проблем общенационального значения. Для русских писателей был характерен интерес к отечественной истории. Он проявился уже у Феофана Прокоповича, обратившегося к эпохе принятия Русью христианства в своей трагедокомедии «Владимир». Трагедии Ломоносова, Сумарокова, Княжнина, Хераскова создавались в основном на национальных сюжетах. Сведения об исторических событиях и лицах брались из летописей или устных преданий. События прошлого изображались как результат столкновения нравственных начал - добра и зла, долга и чувства. Действие в русской трагедии классицизма строилось на неразрешимых противоречиях в сознании главных действующих лиц между желаемым и должным, между чувством и разумом. Борьба между разными чувствами, из которых одни почитались добродетельными, а другие не были такими, легче было раскрыть на столкновении чувства долга с чувством любви.

 

 


22.12.2016; 21:09
хиты: 170
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь