Агностицизм – философское направление, утверждающее, что в процессе
познания можно получить только недостоверное знание о мире.
Аксиология – теория ценностей жизни социального субъекта.
Антагонизм – противоречие, которое разрешается (преодолевается) уничто-
жением одной из сторон.
Априорный – доопытный.
Атрибут – существенное свойство объекта.
Бессознательное – нижний уровень человеческой психики, не контролируе-
мый сознанием.
Бытие – философская категория, обозначающая всю совокупность явлений,
которые существуют вне и помимо субъекта.
Воля – психическая способность личности, заключающаяся в сознательной
саморегуляции духовной и физической деятельности. В ряде идеалисти-
ческих философских школ воля понимается как некая могущественная
сила или тенденция, управляющая миром.
Время – философская категория, выражающая длительность процессов, по-
следовательную смену состояний и событий.
Гносеология – теория познания мира: раздел философии, в котором рассмат-
риваются проблемы познаваемости мира.
Государство – социально-политическая организация, обеспечивающая силой
принуждения определенный порядок общественных отношений в инте-
ресах господствующего социального субъекта.
Движение – философская категория, выражающая абсолютную изменчи-
вость всех объектов и процессов.
Диалектика – раздел философии, учение о развитии через внутренние про-
тиворечия.
Дуализм – философское направление, утверждающее, что в основе всего су-
ществующего лежат два равносильных начала: дух и материя.
Заблуждение – ложное или малоправдоподобное знание, возникающее в про-
цессе познания в результате стихийного неосознаваемого отклонения от
постижения истины.
Знание – вид информации, присущий высокоразвитым биологическим суще-
ствам и социальным субъектам.
Идеализм – философское направление, утверждающее, что в основе всего
существующего (мира, бытия) лежит духовное начало безличного или
индивидуального вида.
Идеальное – философская категория для обозначения духовных свойств и
явлений, противоположных материальным.
Идеология – теоретическое (наукообразное) оправдание корыстных интере-
сов социального субъекта.
Индивид – отдельный человек во всем неповторимом, оригинальном много-
образии его природных и социальных качеств.
Индивидуальное и общественное сознание – два вида сознания социаль-
ных субъектов в обществе, отражение общественного бытия на индиви-
дуальном уровне, на групповом и на общественном уровне.
Интуиция – особая психическая способность, присущая человеку, заклю-
чающаяся в мгновенном усмотрении (обнаружении) истинного знания.
Иррационализм – философское направление, утверждающее первоначалом
всего существующего некое внеразумное начало (волю, интуицию, бо-
жественное откровение и т. д.).
Истина – знание, содержание которого определяется в конечном счете объек-
том (а не субъектом) процесса познания.
Категорический императив – принцип безусловного повеления в этическом
учении И. Канта.
Культура – социальный институт, посредством которого воспроизводится
материальный и духовный уклад общества.
Личность – совокупность социальных качеств человека.
Материализм – философское направление, утверждающее, что в основе все-
го существующего (мира, бытия) лежит материя.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности,
существующей вне и независимо от субъекта, от духа, от идеального.
Метафизика – 1) учение о развитии через внешний толчок (антидиалектика);
2) синоним для обозначения философских учений, занимающихся абст-
рактными умозрительными проблемами.
Мышление – психическая способность человека, отличающая его от живот-
ных и выражающаяся в оперировании понятиями, суждениями и умо-
заключениями.
Натурфилософия – историческая форма философии, которая считала пред-
метом философии весь мир (от мельчайших явлений до Вселенной) и
претендовала на роль науки всех наук.
Наука – сложное общественное явление, выступающее как система досто-
верных знаний, как социальный институт, как фактор производства, как
средство саморегуляции общества.
Общество – большая сложная саморегулирующаяся система, возникающая и
существующая на основе совместной целесообразной преобразующей
деятельности социальных субъектов.
Опыт – 1) метод получения эмпирического знания; 2) совокупность конкрет-
ных знаний о различных явлениях, накопленных в практической или по-
знавательной деятельности.
Отчуждение – философская категория, обозначающая превращение человека
в манипулируемое существо.
Познание – процесс получения достоверных знаний субъектом, обладающим
сознанием.
Практика – совокупная деятельность субъектов общественной жизни, преж-
де всего в материально-производственной сфере.
Прогресс – ветвь восходящего развития процесса или объекта.
Пространство – философская категория для обозначения формы бытия ма-
териальных объектов, выражает порядок соотношения объектов в про-
цессе их взаимодействия.
Развитие – необратимое направленное качественное изменение.
Рационализм – философское направление, утверждающее, что основным
источником получения нового знания является разум человека (абст-
рактная мыслительная деятельность).
Религия – система настроений, представлений и действий, проникнутых ве-
рой в сверхъестественное.
Свобода – философская категория, обозначающая пределы самодостаточного
бытия социального субъекта.
Сенсуализм – философское направление, утверждающее, что источником
всякого знания являются непосредственно ощущения как инструмент
чувственного опыта.
Скептицизм – философское направление, утверждающее только относи-
тельность (правдоподобность) всех наших знаний.
Смысл жизни – философское понятие, обозначающее главную цель бытия
человека, формирующуюся во взаимодействии личности и общества.
Сознание – психическая способность человека, отличающая его от животных
и заключающаяся в мыслительном моделировании окружающего мира.
Танатология – учение о сущности, формах и закономерностях прекращения
жизни (смерти).
Философия – вид мировоззрения, система наиболее общих взглядов на мир,
которая характеризуется опорой, как правило, на научное знание и ре-
альную практику.
Эмпиризм – философское направление, утверждающее, что в основе научно-
го знания лежит опыт, фиксирующий факты.