пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

11. Философия Иммануила Канта.

Иммануил Кант (1724 – 1804) создал учение о чувственности, рассудке и разуме. В работе «Критика чистого разума» Кант разъясняет свою позицию в отношении различения видов познания – созерцания и рассудка. Теорию чувственного познания, чувственности он основывает на способности человека к созерцанию и называет эту познавательную способность эстетической. Кантовская трансцендентальная философия демонстрирует, что в действительности всякое знание по своей природе антиномично, поскольку в основе представляет собой единство двух противоположных элементов – чувственности и рациональности. Если чувственность делает возможным созерцание, то рассудок – понятийность, мыслимость. Над рассудком возвышается разум как высшее условие возможности всех синтезов рассудка.  И если рассудок заполняет содержательно чувственный материал, то разум опирается на сверхчувственные, умопостигаемые, идеальные содержания, вещи в себе. «Вещь в себе» - это то, что недоступно нашему созерцанию, что лежит по другую сторону человеческого познания и остается, таким образом, непознаваемым. К «вещам в себе» Кант относит в том числе реальные аспекты интеллигибельного содержания – Бога, душу и мир как целое, а также человека. Критерий истины «не может быть дан», он может быть только «задан». У Канта «способность к безусловному» понимается как внутренняя потребность человека к метафизическому познанию, в основании которого лежит источник – человеческий чистый разум в его «высших эманациях». Конечность же человеческого познания ограничивается все-таки не столько границами существования и бытия человека, сколько самой способностью разума к логической формальности. Кант создает трансцендентальную теорию познания и рассматривает ее как раздел философского знания, основным вопросом которого являются условия достоверности и истинности получаемого в результате познания знания. Кант отказывается от догматической постановки вопроса: «Познаваем ли мир?» и формулирует свой: «Возможно ли достоверно познать предметы, их сущности, природу и проявления?». Цель «критической философии» И. Канта – «преодоление недостатков» старой философии и формулирование необходимого требования всякой философии вообще. Речь должна идти не о сущности вещей, а о сущности их познания. Только в таком случае возможен вопрос о знании. Всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им. В познании существует возможность употребления таких способностей и сил человека, как созерцание, рассудок и разум, которые не зависят от опыта и являются тем самым необходимым условием всякого опыта вообще. К таким условиям кенигсбергский философ относит прежде всего формы чувственности и рассудка. Эти условия – созерцание и рассудок – принадлежат к познавательной способности субъекта. В этом, по словам самого философа, и заключается смысл «коперниканского переворота в философии».


23.01.2014; 19:06
хиты: 570
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь