История павловопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрешки, павловопосадские платки кроме эстетической ценности обладают также широчайшим практическим применением.
Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие подобные производства, это было основано зажиточным крестьянином - Иваном Лабзиным. В те годы крестьяне охотно начинали собственный бизнес, но не каждый разрастался так, как предприятие, основанное Лабзиным, а уж тем более далеко не каждый приобретал такую славу.
В 50-х годах XIX века промысел по изготовлению платочных изделий развернулся в торговый дом "Яков Лабзин и Василий Грязнов", производящий набивные шали и платки. Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир.
Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом павловопосадского платка. А сложившийся стиль - от крупного рисунка по краям к мелкому в центре, а по углам - броские цветы - и сегодня является визитной карточкой фабрики.
Число тонов в рисунке от 10 до 18, но может доходить и до 30. Компоновка узоров овалами, звездами, "медальонами", фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность. Примечательно, что русские художники позаимствовали элементы для росписи платков из других культур: это и лотос, и ромашка, и античные вазы, и букетики цветов, и птицы, и древние символы, и многие другие образы.
Однако, главным лейтмотивом павловопосадских платков все равно остается жизнь российского народа: на ткани художники умудряются запечатлеть и нелегкую судьбу, и тут же рядом — радостные и веселые эпизоды из жизни людей.
Изначально искусные мастера расписывали платки вручную, что требовало особого мастерства. Однако, на рубеже 18-19 веков производство было автоматизировано московскими фабрикантами Гучковыми. И тут же русские платки стали получать высочайшие награды за качество на ярмарках и выставках. Уже тогда техника производства позволяла делать узоры на платках одно - и двухсторонними, предлагался огромный выбор платков: и по разнообразию узоров, и для разной погоды, и для разных случаев. Конечно, доступны они были изначально женщинам из более высоких сословий купцов.
В то время было несколько известных фабрик: в Калужской губернии фабрика Александровых и в Московской губернии павловопосадская мануфактура Лабзина и Грязнова, в дальнейшем получившая наибольшую известность из всех российских платочных производств. У каждой фабрики есть своя визитная карточка: узор, по которому сразу видно, какая фабрика выпустила платок. Например, павловопосадские платки знамениты густым цветочным рисунком: по краям платка это пышные цветы (как правило, полевые, садовые, которыми богата земля русская; также это лилии, однако, рисунок хоть и считается классическим, но встречается реже, чем, например, розы), в центре чаще всего располагаются небольшие гирлянды. Также в павлопосадских платках используются восточные орнаменты (восточный огурец или пейсли — декоративный орнамент каплевидной формы), которые пришли в Россию из Азии. В любом случае, это всегда разнообразие узоров, фактуры ткани и несомненное качество.