Пермогорская роспись.
Своё название роспись получила по месту бытования. «Пермогорье» («первые по высоте горы») -
пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины, откуда на много верст было видно
лютиковые луга, поля, синее небо до горизонта и алый цвет зари. Поэтому так ярки узоры в
росписи умельцев Севера. Техника исполнения пермогорской росписи, принципы построения
композиций, сюжеты - все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными
миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией.
Все свои изделия мастера изготовляли из липы, Солоница-коника"
Роспись превращала их в подлинные произведения искусства. Используя всего несколько элементов: бордюры-ленточки,
округлые листочки и ягодки, трилистники, тюльпановидные цветы, петушков, птицу Сирии, а также жанровые сценки из
повседневной жизни, небогатую палитру - красный, желтый, зеленый цвет и черный контур, гусиное или сорочье перо,
пермогорские мастера расписывали предметы быта, которые служили им долгую службу.
Некоторые предметы украшались только ленточками-бордюрами, иногда бордюры как бы завершали композицию,
придуманную мастером. Ленточки и бордюры строятся из треугольников, ромбов, дуг с капельками.
Всю работу над бордюром можно разделить на 4 этапа:
1 - вся ленточка выполняется желтым цветом
2 - отдельные элементы выполняются зеленым цветом,
3 - красным цветом выполняются остальные элементы бордюра,
4 -тонкой живой линией прорисовывается оживка, контур элементов бордюра.
Такой порядок нанесения красок наиболее удачен.
Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи. На стенках коробов и колыбелей писали жанровые сценки: семейная трапеза, поездка в возке, бык, единорог, охотник и птицы, ткачиха за станом, пряха за прялкой, швея за швейкой, мальчик на коне, мужчина с котомкой за плечами, мальчик с собакой. Свободное поле заполняли растительным узором, а по ободкам верх и низ расписаны геометрическим орнаментом.
Травы, цветы, кусты и деревья назывались в народе "волосами" земли. Земля же имела в представлении крестьян особую силу, о чем говорит выражение "кормилица - мать сыра земля", термин "сыра" указывает на неразрывную связь с водой. Вода изображалась зубчатой или волнистой линией. Эта традиция прослеживается в искусстве Севера. Причем горизонтальная зубчатая или волнистая линия означала реки и озера, а вертикальная символизировала дождь. Широко представлен в росписях образ "древа" в окружении птиц и животных. В изображениях деревьев подчеркнуты кроны, стволы, иногда корни, отмеченные ромбами, крестами.
Выделяются три яруса в росписи прялок, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются люди и животные, в верхнем - птицы. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствуют трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.
Дерево с птицами - "древо жизни" - стало одним из любимых сюжетов русского народного искусства: с ним связывалось представление о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человечества и его счастье.
Пермогорская роспись – графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета.
Пермогорская роспись — это традиционное искусство Русского Севера, име ющее глубокие корни в культуре нашего народа. Знакомство с данной росписью перебрасывает еще один мостик между днем сегодняшним и днем вчерашним.