Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение Просвещение достигло высшего расцвета во Франции, хотя и получило распространение во всех странах Европы. Философы эпохи Просвещения не только продолжали классические идеи рационализма.
Просвещение усилило критику религиозной идеологии, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Во Франции Просвещение приняло форму материализма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических идей.
Философы-просветители подвергли сокрушительной критике злоупотребления церкви, духовную ограниченность религии, догматы христианского вероучения. Их критика стимулировала движение европейской мысли к безрелигиозному мировоззрению,
1. Поль Анри Гольбах (1723-1789) — французский философ-матералист. Основное его сочинение «Система природы» (1770).
Он приписывал становление религии человеческим надеждам и страху и незнанию законов природы. Гольбах придерживался материализма
Основу всех процессов природы составляет материя с присущей ей свойством движения. В «Системе природы» различаются два рода движения:
1) движение материальных масс;
2) внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии.
Главная мысль трактата - мысль о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц.
Материалистическое понимание природы несовместимо с допущением каких бы то ни было сверхъестественных причин. В природе могут быть лишь естественные причины и действия. Все возникающие с ней движения следуют постоянным и необходимым законам.
2. Зачинатель французского материализма XVIII в. Жюльен-Офре Ламетри (1709-1751) в общей форме высказал почти все идеи, которые впоследствии были развиты, обогащены, конкретизированы Гельвецием, Дидро, Гольбахом, и др.
Ламетри доказывал, что не только всякая форма неотделима от материи, но и всякая материя связана с движением. Лишенная способности движения, косная материя есть лишь абстракция. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в природе которой не только способность к движению, но и всеобщая потенциальная способность к чувствительности или ощущению. Вопреки учению Декарта Ламетри не только стремился доказать одушевленность животных, но вместе с тем указывал на материалистический характер самой одушевленности - животных и человека.
Ламетри утверждал, что все наши ощущения обусловлены связью чувства - при посредстве нервов - с материальным веществом мозга. Поэтому никакое ощущение и никакое изменение уже имеющего ощущения не могут возникнуть без специфического изменения в соответствующем органе чувственного восприятия.