1. Диалектика как учение о развитии, постоянном движении и изменении развивалась философами-идеалистами. Большой вклад в нее внес Г.В. Лейбниц (1646-1716), выдающийся немецкий философ и ученый. С точки зрения Лейбница, основа мира - Бог и созданный им разум. Материя получает свое содержание и источник развития от разума Бога. Мир состоит из мельчайших элементов - монад, особых простых субстанций, которые входят в состав сложных субстанций.
В учении о монаде как частице, связанной единством с бесконечным миром. Лейбниц сформулировал диалектическую идею, т.к. в природе все связано со всем, т.к. монада представляет собой Вселенную. В этом проявляется связь индивидуальной субстанции со всем миром. Монады - это простые субстанции. В мире нет ничего кроме монад.
«Основные положения данной теории (монадологии) следующие:
1. весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;
2. данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого - "единое", "единица");
3. монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;
4. монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
5. по своей сути монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;
6. в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;
7. монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти"). Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:
8. "голые монады" - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
9. монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
10. монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
11. высшая монада - Бог.
Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы». Метод Лейбница распространяет индивидуализацию и автономность по всему миру, до самых отдаленных его уголков. Подобно различным человеческим личностям субстанции индивидуальны и неповторимы, каждая из них обладает своеобразием, на свой манер изменяется и развивается, хотя развитие их всех происходит в конечном счете в едином направлении.
2. Джон Локк (1632-1704) является английским философом-материалистом. Исследования Локка были основаны на использовании эмпирического метода познания, этот философ заложил основы либерализма. Джон Локк соглашался с ранее существовавшими идеями народного суверенитета, естественного права и неотчуждаемых свобод личности, возможности народа на законных основаниях восстать против тирана, а также разделял идею общественного договора. Локк говорил о неких естественных правах человека, которые не могут быть отчуждены кем-либо (право на жизнь, свободу и собственность).
Образовавшееся путем общественного договора государство призвано гарантировать неотъемлемость этих прав и быть способным обеспечить безопасность каждому гражданину. Общественный договор определяет форму государства, а также структуру правления (в качестве предпочтительной Локк выделял конституционную монархию). Цель государства заключается в обеспечении естественных прав человека. Государство по Локку возникает в результате соглашения людей как гарантия защиты личности и собственности, свободы и равенства.
Законы провозглашается народом. Тот человек (или группа лиц), находящийся у власти, должен управлять государством только в рамках этих установленных большинством законов. Каждый человек, входящий в состав единого политического организма обязан действовать по решению большинства, которое является окончательным решением.
Локк ратовал за принцип разделения властей. Философ говорил о невозможности концентрации власти только в одних руках. Народ обладает более высоким суверенитетом, чем государство. Именно поэтому в случае, если народ оказывается не удовлетворен тем, как правитель выполняет обстоятельства составленного общественного договора, то он имеет полное право на восстание. Учение Джона Локка послужило основой для конституционной практики.