пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» ИСАА
» Япония

18. Культура 19-20 век

Развитие культуры во время развития капиталистических тенденций в экономике было осложнено иноземными веяниями. Вскоре после событий 1868 года новое правительство стало проводить в жизнь политику широкого заимствования европейской и американской культуры, науки и техники, что привело к оживлению экономики, развитию промышленности, транспорта и связи. В то же время начался выпуск периодических изданий. Восприятие Японией культуры передовых капиталистических стран содействовало общему культурному развитию страны. Наряду с техническими науками развивались и гуманитарные. Бурно развивалась историческая наука, пользовавшаяся поддержкой нового правительства, заинтересованного в «историческом обосновании» «законности» как императорской власти, так и притязаний Японии на Корею и другие приграничные к ней территории. Добиваясь отмены неравноправных договоров, японское правительство пыталось создать у иностранцев впечатление активного принятия всего западного, вводило в стране европейские обычаи и порядки. В 1872 году вместо лунного календаря был введен общеевропейский. В этом же году было введено европейское платье в качестве парадной одежды, а несколько лет спустя оно стало повседневной одеждой для чиновников. Вошли в моду женское европейское платье и европейская прическа. В то время как правительство настаивало на европеизации культуры, в кругах интеллигенции зрело недовольство их политикой. Дело в том, что среди деятелей искусства все большее распространение получали идеи возрождения японской национальной культуры, возрождения самобытного искусства. Эти два направления общественной мысли — официальная и неофициальная — определили развитие культуры Японии конца XIX века.Политика европеизации сыграла значительную роль в судьбах японского народа. Падение сёгуната и увлечение всем европейским в первую очередь, сказалось на популярности театра Но. Театр пришел в упадок: труппа распалась, актеры вынуждены были зарабатывать на жизнь не свойственными им делами, театральный реквизит и музыкальные инструменты были распроданы. Та же ситуация была характерна и для театра Кабуки. Политика государства привела к созданию театров по европейскому образцу. В 1875 году был открыт театр «Симпудза», ставивший исторические и бытовые драмы Каватаси Макуами. Эти пьесы довольно ясно обозначили основные социальные противоречия, царившие в стране, в результате попыток превратить Японию — страну с богатой национальной культурой и вековыми традициями — в жалкое подобие Европы. Но подобная тематика не была порождением некоего бунтарского духа, скорее наоборот: пьесы на злобу дня пользовались поддержкой государства, считавшего, что только так можно воспитать в народе нужные настроения. Даже Кабуки в этот период для завоевания зрителя ставит пьесы современной тематики. Однако одного желания создать европейский театр было мало. Японское театральное искусство обходилось без сложных декораций и технических средств — в еропейском это было чуть ли не основой всего представления. Нужны были значительные финансовые вложения, направленные на обеспечение театров всем необходимым. Кроме того, нужен был репертуар. Формирование и деятельность театра, использующего европейскую драматургию, связано с именем Цубоути Сёё, осуществлявшего переводы европейских классиков. Особенно много было сделано переводов Шекспира. Ему также принадлежит попытка создать теоретическую программу преобразования театра в соответствии с требованиями времени. Наиболее известными коллективами, работавшими в это время, были Симпа, ставившая современные пьесы и представления в стиле подражания Кабуки, а также «Свободный театр», формировавший свой репертуар исключительно на современной драматургии.В период активного заимствования всего западного изобразительное искусство не осталось в стороне, приняв живое участие во всем, что касалось принятия новой культуры. Частично это было вызвано и меркантильными соображениями: национальная живопись, увы, совершенно не пользовалась спросом. Однако западнический бум прошел так же быстро, как и начался: уже к 80-м годам положение национального искусства меняется — на фоне успехов экономики страны появляется интерес к отечественному художественному наследию. Возникло движение за обновление японского национального искусства. В 1888 году было учреждено Токийское художественное училище, где обучали и готовили художников для работы в традициях национальной школы, специализирующихся не только в живописи, но и в прикладном искусстве: резьбе по дереву, обработке лаком, работе по металлу. Возрождаются чайная церемония, требовавшая изготовления специальной утвари, бонсай (выращивание в специальных условиях карликовых деревьев) и др.В 90-х годах возникает тенденция синтеза японского классического искусства и традиций западных школ. Инициатива в этом движении принадлежала известным художникам — Ёкояма Тайкан, Хасимото Масакуни и др. В Токийском художественном училище открывается отделение западной живописи, куда в качестве преподавателей были приглашены художники стран Европы.Несколько иным путем стало развиваться прикладное искусство. Его непосредственная связь с бытом обусловила оказанное на него западное влияние. В первые десятилетия после революции появляются новые художественные ремесла с западной техникой, выполненные сообразно с западной эстетикой. Единственное, на что еще было способно традиционное искусство, — это утолять любопытство иностранцев и производить разнообразную сувенирную продукцию. Изделия киотских мастеров, изготовлвших парчу «нисики», керамику и фарфор, лак и эмали, декоративные работы по металлу, использующие только традиционные технические приемы, получили широкую известность и распространение на Западе, что спасло отрасль от вымирания и позволило сохранить секреты национальных ремесел вплоть до наших дней.В архитектуре, как и во всей культуре, произошли значимые изменения, пожалуй, даже наиболее значимые из всех. Изменение экономического курса, развитие промышленности, четкая ориентация на западные образцы — все это не могло не затронуть той сферы, которая отвечает за строительство, сооружение жилых помещений. Рост урбанизационных процессов привел к поиску новых архитектурных решений, отвечающим требованиям эпохи. Централизация политической власти привела к систематизации городов и превращению их в узловые пункты развития национальной экономики. Столицы прежних провинций стали центрами новых территориальных образований — префектур. Территории бывших владельцев крупных феодалов, их замки и возникшие вокруг них города стали местом размещения префектуральных и городских официальных учреждений, институтов, колледжей. Именно в этой части городов произошли значительные преобразования, в то время как остальная часть городской застройки сохраняла нетронутыми национальное жилое строительство (деревянные двухэтажные дома) и средневековую систему, или, вернее, отсутствие таковой, улиц.

 


хиты: 229
рейтинг:+2
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь