Государство Фатимидов (909—1171) — средневековое шиитское (исмаилитское) арабское государство с центром в Каире (с 972). В эпоху своего могущества Фатимидский халифат включал в себя территории Египта, Магриба, Палестины и Сирии.
Государство откололось от халифата Аббасидов в результате восстания в провинции Ифрикия (современный Тунис) берберских племен, возглавляемых исмаилитским проповедником Абу Абдаллахом. Абу Абдаллах передал всю власть Убейдаллаху, который утверждал, что является потомком Фатимы.
С момента перехода власти к Убейдаллаху Фатимиды предпринимали неоднократные попытки овладеть Египтом — плодороднейшей и богатейшей области Аббасидского халифата.
Завоевать Египет смог правнук Убейдаллаха — халиф аль-Муизз (954—975). Придя к власти, аль-Муиз начал деятельную и систематическую подготовку к египетскому походу. В специальных лагерях он обучал и тренировал свою армию. Был создан флот для транспортировки продовольствия. В Египет было отправлено множество агентов и проповедников, установивших связи с египетскими шиитами.
Весной 969 года стотысячная фатимидская армия во главе с Джаухаром (бывшим рабом — христианином из Сицилии) вторглась в Египет. Без труда одержав победу под Гизой, Джаухар вошёл в Фустат и основал в его окрестностях новую столицу — Каир. В 972 году в Каир прибыл сам халиф аль-Муизз. Египет вошёл в состав Фатимидского государства.
В 996—1021 годах в Египте правил халиф аль-Хаким. Хаким запретил многожёнство, отмечая, что ислам предусматривал возможность иметь до 4 жён как исключительную меру в чрезвычайных обстоятельствах. Хаким издал указ о равенстве официально господствовавшего шиитского, исмаилитского и суннитского правоприменения. Вел серию войн в Сирии. По сомнительным свидетельствам врагов Хакима, он был эксцентричным и даже психически нездоровым человеком. В целом, его правление было отмечено началом упадка халифской власти. Враги Хакима утверждали, что с 1017 халиф объявил себя инкарнацией бога.
После Хакима правило еще несколько халифов, при них Египет иногда подвергался внутренним волнениям, но в основном процветал и обогащался морской и караванной торговлей; в Сирии же шли крестовые походы, противодействие которым выдвинуло династию Айюбидов.
В 1174 году Айюбиды провозгласили независимость от династии Зенгидов и начали обширные завоевания. Её основатель Салах-ад-Дин низложил шиитскую династию Фатимидов, опираясь на тюркско-сельджукские войска, находившиеся в Египте. Власть Айюбидов распространилась на Киренаику, Триполитанию, Йемен, Сирию, верхнюю Месопотамию. Они нанесли ряд поражений крестоносцам, преследовали шиитов. В религиозной жизни укреплялось господство суннизма. Держава Айюбидов делилась на многочисленные уделы. Глава династии носил титул султана, прочие члены династии — маликов и амиров.
Города-Государства в восточной Африке
Первые арабские торговые колонии на восточном побережье Африки появились, видимо, еще в VIII - IX вв., быть может, и раньше. Арабы-мусульмане активно вторгались в заселенные бантуязычными народами районы.
XII - XIV века были временем расцвета арабо-мусульманской торговли и заселения арабами восточноафриканского побережья. Здесь сложилась языковая арабо-африканская общность суахили, в расовом плане много более негритянская, чем арабская. Ведущей религией стал ислам. Были построены многие прибрежные торговые города с дворцами, крепостями и мечетями. Возникали многочисленные государственные образования типа преимущественно городов-государств во главе с шейхами - Могадишо, Малинди, Момбаса, Килва и др. Важным центром арабо-африканской торговли, особенно работорговли, стал султанат на острове Занзибар.