пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

20. Творчество Б.Шоу, новый этап в развитии английской драмы. Значение открытия Ибсена для творчества Шоу. Новаторский характер “драмы дискуссии” Шоу.

Джордж Бе́рнард Шо́у (26 июля 1856, Дублин, Ирландия — 2 ноября 1950, Хартфордшир, Англия) — выдающийся ирландский драматург и романист, лауреат Нобелевской премии в области литературы и один из наиболее известных ирландских литературных деятелей. Общественный деятель (социалист-фабианец, сторонник реформы английской письменности). Один из основателей Лондонской школы экономики и политических наук. Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре. Один из двух человек в истории (второй - Боб Дилан), удостоенный и Нобелевской премии в области литературы (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»), и премии «Оскар» (1939, за сценарий фильма «Пигмалион»). Активный пропагандист вегетарианства. Первая пьеса Бернарда Шоу была представлена в 1892 г. В конце десятилетия он стал уже известным драматургом. Он написал шестьдесят три пьесы, а также романы, критические произведения, эссе и больше чем 250 000 писем. Творчество Шоу-новый этап в развитии английской драмы: Шоу наряду с Ибсеном, Метерлинком, Стриндбергом, Золя, Гауптманом, - крупнейший представитель европейской «новой драмы». Наиболее значительные драматические произведения Шоу, написанные на рубеже XIX-XX вв., составили три цикла пьес: «Неприятные пьесы» (1898), «Приятные пьесы» (1898) и «Три пьесы для пуритан» (1901). В них Шоу преодолевает внешний драматизм «старой» драмы. Его пьесы построены на драматизме простых, бытовых ситуаций и на столкновении не характеров, но различных взглядов, жизненных позиций, идеалов. Так, в «Профессии миссис Уоррен» (1894) «правда» главнойгероини пьесы, представительницы самой древней профессии миссис Уоррен сталкивается с «правдой» её дочери Виви. В «Пигмалионе»(1913) бездушному интеллектуализму профессора Хиггинса противопоставлена убеждённость Элизы Дулиттл в том, что достоинство человека не определяется лишь его интеллектуальными возможностями. Шоу разрабатывает новую жанровую разновидность драмы – «пьесу-дискуссию», интеллектуальную драму. Одним из наиболее ярких образцов этого жанра стала пьесы «Дом, где разбиваются сердца» (1913-1919) . Пьеса была любимым произведением Шоу. Он долго не давал её читать никому из друзей. Между тем премьера драмы, состоявшаяся осенью 1921 г. в Придворном театре провалилась. Присутствовавший на премьере английский писатель Арнольд Беннетт записывал: «Вчера вечером меня потащили на «Дом, где разбиваются сердца» Шоу. 3 часа 50 минут зелёной скуки. К счастью, мне дважды удавалось заснуть». Впоследствии Т.Манн писал, что «Дом, где разбиваются сердца» - «поэтический итог первой мировой войны, пьеса, за которую не пришлось бы краснеть ни Аристофану, ни Мольеру, ни Ибсену, превосходнейшая комедия с искристым диалогом и курьёзнейшими действующими лицами, очень смешная и вместе с тем сурово осуждающая, проникнутая предчувствием социальной катастрофы во всемирном масштабе». Значение открытий Ибсена для творчества шоу: Считая Ибсена своим предшественником, Шоу даёт оригинальную трактовку творчества крупнейшего норвежского драматурга в книге «Квинтэссенция ибсенизма» (1891), ставшей своеобразным манифестом художественных устремлений автора. Одна из центральных проблем книги – вопрос о соотношении идеала и действительности. Шоу рассматривает идеал как способ бегства от неприглядной действительности, её острых противоречий, трусливый отказ от её осмысления. По мнению автора, заслуга Ибсена в том, что он обличил ложные общественные идеалы, попытался разрушить устоявшиеся формулы отношений между людьми. «Квинтэссенция ибсенизма как раз и состоит в отрицании всяких формул», - писал Шоу. Пафос книги Шоу – в призыве к интеллектуальной честности, к реализму видения действительности. Идеализму как мировоззренческой позиции Шоу противопоставил реализм – ясный, трезвый, аналитичный взгляд на действительность. По Шоу, Ибсен обладал этим редким даром, потому смог изображать в своих драмах жизнь непредубеждённо, не навязывая читателям и зрителям условных формул, но создавая многогранные, сложные характеры. Полемический элемент содержался уже в драмах Г. Ибсена (см., например, спор Пер Гюнта с Пуговичником о том, что значит быть самим собой, или разговор Норы с Хельмером в финале «Кукольного дома»), но там он не приобретал характера развёрнутой дискуссии, которая становилась бы структурообразующей. Новый конфликт потребовал и новых приёмов его художественного воплощения. Важнейшим структурным компонентом пьес Шоу стала «дискуссия» , т.е. обстоятельное и разностороннее обсуждение какой-нибудь проблемы, в ходе которого каждый из участников дискуссии имеет возможность обосновать свою позицию, изложить аргументы, объяснить логику своего поведения. Новаторский характер «драмы-дискуссии» Шоу:Создатель драмы-дискуссии (вместе с Ибсеном), в центре которой — столкновение враждебных идеологий, социально-этические проблемы. необходимо осуществить реформу драмы, сделать главным элементом драматургии дискуссию, столкновение различных идей и мнений. Шоу убежден, что драматизм современной пьесы должен основываться не на внешней интриге, а на острых идейных конфликтах самой действительности. Риторика, ирония, спор, парадокс и другие элементы «драмы идей» призваны служить тому, чтобы пробудить зрителя от «эмоционального сна», заставить его сопереживать, превратить в «участника» возникшей дискуссии — словом, не дать ему «спасения в чувствительности, сентиментальности», а «научить думать». Современная драматургия должна была вызывать прямой отзвук у аудитории, узнающей в ней ситуации из собственного жизненного опыта, и провоцировать дискуссию, которая выходила бы далеко за пределы частного случая, показанного со сцены. Коллизии этой драматургии, в отличие от шекспировских, которые Бернард Шоу считал устаревшими, должны носить интеллектуальный или социально-обличительный характер, отличаясь подчеркнутой злободневностью, а персонажи важны не столько своей психологической сложностью, сколько чертами типа, проявленными полно и наглядно. «Дома вдовца» (1892) и «Профессия миссис Уоррен» (1893, поставлена 1902), пьесы, ставшие дебютом Шоу-драматурга, последовательно реализуют эту творческую программу. Обе они, как и ряд других, создавались для лондонского Независимого театра, существовавшего на правах полузакрытого клуба и поэтому относительно свободного от давления цензуры, препятствовавшей постановкам пьес, которые отличались смелостью изображения прежде табуированных сторон жизни и нетрафаретным художественным решением. Цикл, получивший авторское название «Неприятные пьесы» (в него входит также «Сердцеед»,1893), затрагивает темы, никогда прежде не возникавшие в английской драматургии: бесчестные махинации, на которых наживаются респектабельные домовладельцы; любовь, не считающаяся с мещанскими нормами и запретами; проституция, показанная как болезненная социальная язва викторианской Англии. Все они написаны в жанре трагикомедии или трагифарса, самом органичном для дарования Шоу. Ирония Шоу, у которого сатирический пафос сочетается со скепсисом, ставящим под сомнение разумность социального устройства и реальность прогресса, является главным отличительным свойством его драматургии, все более отмеченной тяготением к философским коллизиям. Шоу создал особый тип "драмы-дискуссии", герои которой, нередко эксцентрические персонажи, выступают как носители определенных тезисов, идейных позиций. Главное внимание Шоу не на столкновении характеров, а на противоборстве точек зрения, на спорах персонажей, касающихся философских, политических, нравственных, семейных проблем. Шоу широко использует сатирическое заострение, гротеск, а порой и буффонаду. Но самое надежное оружие Шоу - его блистательные парадоксы, с помощью которых он обнажает внутреннюю фальшь господствующих догм и общепринятых истин. Предмет его осмеяния - лицемерие, столь характерное для английского высшего общества. колониальная политика Англии, его внимание всегда приковано к самым жгучим проблемам современности


28.06.2017; 17:24
хиты: 70
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь