Философия Нового времени (XVI-ХVIII) В это время происходит ряд буржуазных революций: нидерландская (конец 16 в), английская (середина 17 в.), французская (1789-1794 гг.).
Происходит развитие естествознания. Это связано с нуждами развивающегося производства.
В это время происходит процесс секуляризации духовной жизни общества.
Образование перестает быть церковным и становится светским.
Это время характеризуется переходом от религиозной, идеалистической философии к философскому материализму и материализму естествоиспытателей, так как материализм соответствует интересам наук. И тот и другой начинают критику схоластики с постановки вопроса о познаваемости мира. Возникает два течения в гносеологии: сенсуализм и рационализм. Сенсуализм – это учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом – все знания обосновываются в опыте и посредством опыта. Рационализм – учение, признающее разум единственным источником познания.
Однако материализм Нового времени не смог отойти от метафизики. Это обусловлено тем, что под законами развития и движения мира понимаются только механические. Поэтому материализм этой эпохи является метафизическим и механистическим.
Рационализм Нового времени характеризуется дуализмом. Признаются два первоначала мира: материя и мышление.
Разрабатываются методы познания мира. Сенсуализм использует индукцию – движение мысли от частного к общему. Рационализм опирается на дедукцию – движение мысли от общего к частному.
Краткая характеристика философии Ф.Бэкона (1561-1626)
Ф.Бэкон считается основателем эмпиризма в философии (согласно эмпиризму, главное в познании – это опыт, а не рациональная деятельность). Деление философов на эмпириков и рационалистов само по себе – условно и является упрощенной схемой, не отражающей реальный процесс философствования.
Цель философии и науки, с точки зрения Ф.Бэкона –достижение истинного знания. Истинное знание 1) доступно изучению опытным путем, следовательно, наука должна быть не только теоретической, но и экспериментальной; 2) открыто всеобщему контролю и сотрудничеству, не является тайным; 3) приносит пользу людям: «знание – сила».
Условие достижения истинного знания–освобождение от идолов(ложных понятий и мыслей). Ф.Бэкон различает 4 вида идолов:
1. Идолы рода – заблуждения, свойственные человеческому роду в целом (мышление по аналогии без должной проверки, суеверие, стадное чувство и т.п.)
2. Идолы пещеры – индивидуальные заблуждения. Согласно Ф.Бэкону, каждый из нас имеет свою пещеру, в которой свет истины рассеивается и гаснет. К сожалению, «люди ищут знаний в своих маленьких мирах, а не в большом общем для всех мире.
3. Идолы площади (рынка) – заблуждения, связанные с некритическим применением слов и зависящие напрямую от внешних контактов людей.
4. Идолы театра – проникли в человеческую душу с помощью различных философских доктрин из-за наихудших правил доказательства. С точки зрения Бэкона философия прошлого – бесплодна и многословна, все философские системы – сказки, предназначенные для разыгрывания на сцене.
Цель науки для Бэкона – открытие форм. Открыть форму – это значит понять структуру явления и закон его протекания.
Путь подлинного ученого для Бэкона – отличен от пути эмпириков(которые, как муравьи, просто собирают факты) и от пути рационалистов(которые, как пауки, ткут паутину из себя, то есть выдумывают системы, не обращаясь к реальному опыту). Путь подлинного ученого – это путь пчел, которые и собирают нектар (факты) и вырабатывают мед (законы и теории, основывающиеся на фактах). Отсюда метод индукции (движение мысли от частного к общему) является, по Бэкону, основным в науке.