Свою главную задачу средневековая философия видела в том, чтобы дать логическое и философское обоснование христианства, подвести всякое знание к более высокому и важному знанию - теологическому (богословскому) . Основными методами и принципами ее решения стали:
-принцип откровения - передача священных истин от Бога к избранным лицам;
-принцип максимы, согласно которому, чем древнее источник, тем он подлиннее, а значит - истинное;
-принцип экзегетики - толкования священных книг (экзегетика - учение о толковании и понимании Священного Писания - Библии) ;
-логический метод - использование аппарата формальной логики и силлогистики Аристотеля;
-методы анализа и синтеза.
Идея откровения - выражает отношение Бога и человека, которое принимает форму Богооткровения - Истины, данной Богом человеку и содержащейся в Священном Писании. Способы познания истины - комментарии, толкования священных книг, доступные только избранным - «отцам церкви» . Поскольку откровение признается за Слово Боже, «слово» становится важным феноменом средневековой культуры. В абсолютизации слова выражается приоритет духовного над физическим.
Теоретически реконструировать мир на принципах Священного Писания удалось христианскому мыслителю раннего Средневековья Аврелию Августину (354-430).
Одна из основных проблем, рассматриваемая в период схоластики: об отношении общего к единичному или спор об «универсалиях» (общих понятиях). Вопрос ставился так: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет отношение к доказательству бытия Божия.
Ансельм Кентерберийский настаивал на том, что то, что есть в мысли, есть и в действительности. Есть понятие Бога в мысли - он есть и в реальности. Направление, придерживающееся такого решения называется «реализмом». Общие понятия существуют сами по себе, независимо от человеческой мысли и речи.
Второе, противоположное первому решение вопроса состояло в утверждении того, что понятия не существуют реально независимо от человека. Это лишь слова. Отсюда название этого направления – «номинализм». (Иоанн Росцелин, Уильям Оккам) Нет «общего», есть только «единичное», реально существующее. Нет «человека вообще», только конкретные люди. Общее – отвлечение, абстракция.
Пьер Абеляр (XI–XII вв.) представляет в этом споре позицию, которую называют концептуализмом. Согласно Абеляру общее существует реально, но только в уме человека (тогда получается, что триединый Бог – общее – существует только в уме!).
Церковь официально осудила и признала еретическими как «номинализм», так
и «так и «концептуализм». Ожесточенные споры по этому вопросу продолжались довольно долго и только Форма Аквинский предложил решение, принятое Церковью. Общее существует вполне реально, не в уме, и не в виде «идей» Платона. «Общее» – в Боге. Бог есть общая полнота бытия – общее в чистом виде.
Номинализм У. Оккамы. (1300—1349).
Он знаменит тем, что поставил точку в обсуждении концепции «двойственной истины». Прежде всего номинализм Оккама прямым образом продолжает спор Аристотеля с теорией идей Платона. Оккам отрицает существование универсалий в Боге; их не существует и в вещах. Так называемые идеи— это не что иное, как вещи, созданные Богом.
Отсутствие общего в единичных вещах исключает реальное существование отношений и каких-либо закономерностей, в том числе причинности. Поскольку знание о мире формируется на основе общих понятий, о нем возможно только вероятное, но не достоверное знание.
В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии - убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия.
Знаменитая «бритва Оккама» также проникнута аристотелевским духом. Ее смысл выявляется из различных работ выдающегося английского схоластика и выражен в двух формулировках: «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего» и «Без необходимости не следует утверждать многое».