пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

19. Философско-богословская система Фомы Аквинского

Фома Аквинский (Ангелический Доктор) (1225 или 1226--1274) философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви,основатель томизма, член ордена доминиканцев.

Основными проблемами, которыми он занимался, были:

1) проблема веры и знания:

1. Если наука и философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, то религия решает их через откровение и Священное Писание.

2. Существует множество истин, открытых на основе опыта и разума и не имеющих отношения к религии.

3. Одновременно существуют положения вероучения, которые нуждаются в философском учёном обосновании. Не потому они нуждаются в обосновании, что они не истинны, а просто, будучи философски доказаны, они становятся ближе к человеку и тем самым укрепляют его веру.

4. Положения, которые нуждаются в таком доказательстве с помощью философии:

·         бытие Бога;

·         единство Бога;

·         особенности деятельности Бога;

·         бессмертие человеческой души.

Доказательство этих положений составляет то общее, что есть в философии теологии.

 

5. Однако есть такие положения в религии, которые наука доказать бессильна:

·         сущность Бога;

·         возникновение мира во времени;

·         первородный грех;

·         вечное блаженство (рай) и вечное наказание (ад).

Эти положения иррациональны - они не под силу человеческому уму и полностью ясны лишь Богу.

Вывод: следовательно, теология - это наука выше философии и обычных наук. Превосходство теологии кроется в превосходстве веры над разумом.

2) доказательство этого превосходства:
1. Если разум человеческий способен ошибаться, то вера - нет, т.к. опирается на абсолютную правдивость Бога.
2. Вера дана каждому человеку, а знания постигаются лишь большим напряжением ума и бывают доступны всем.

Таким образом, наука и философия - служанки богословия, и прямая их задача в том, чтобы подтверждать положения религиозного вероучения.

3) вопрос о бытии Бога.
Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём.

Фома Аквинский выступает против этого положения. Он говорит, что положение "Бог есть" очевидно само по себе, но не для человека, т.к. человеческий разум бессилен познать сущность Бога. Для этого человеку необходимо знание признаков понятия "бог". В этой связи Фома Аквинский выдвигает 5 доказательств бытия Бога:
1. Всё, что движется, имеет причину. Конечная причина всех движений - Бог;
2. Всё, что существует, имеет причину своего существования - и это Бог;
3. В мире существует необходимость и случайность. Но мир в целом - это Бог;
4. Всё в мире измеряется различными степенями совершенства (красота, благо, истина), но самое совершенное есть Бог;
5. Всё в мире целесообразно, значит, должна быть и высшая целесообразность, а это Бог.

Вывод: таким образом, идя по одному из пяти доказательств Бога, человек уже в состоянии приблизиться к его пониманию.

4) проблема соотношения души и тела:
1. Фома Аквинский считал, что соединение души и тела является нормальным явлением бытия. 
Тело - это не оковы души, а её необходимое дополнение;
2. Главная задача Фомы - доказать бессмертие души;
3. Бог творит бестелесную душу именно для данного индивидуального тела, и она соразмерна ему;
4. Свою индивидуальность человеческая душа не теряет и после смерти тела. Но её бестелесное существование является ущербным - она должна жить в гармонии со своим телом;
5. Единство души и тела может наступить вновь только в день страшного суда, когда бестелесная душа снова вселится в своё индивидуальное тело.

5) этика:
1. Главная цель этики - созерцание Бога и подготовка к вечной посмертной жизни;
В этой связи Фома признаёт существование этики, ибо без неё отпадёт ответственность человека за свои поступки.


20.12.2016; 06:18
хиты: 100
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь