Софистическое движение (450-350 до н. э.) завершило эволюцию досократического мышления и заложило основания следующего этапа развития греческой философии. Софисты сочли неудовлетворительными многообразные учения своих предшественников и подвергли их критике. Теоретические основания софистики были разработаны Протагором. Опираясь на релятивизм (признание относительности, условности и субъективности познания) Гераклита, Протагор учил, что вещи таковы, какими они кажутся всякому из нас; все есть истина; человек есть мера всех вещей. На основании данных положений было выработано практическое применение софизма к моральной и социальной жизни. Софисты выдвигали тезис об относительности закона и доказывали, что каждый обладает правом использовать любые средства для удовлетворения своих желаний.
Период деятельности софистов, которые расколдовывают мифические модели и ставят под вопрос традиционные представления о морали, обозначается иногда как греческое просвещение. Софисты, интересующиеся человеком и обществом, выступают как предшественники новой парадигмы греческого мышления, в которой центром исследования является уже не природа, а человек.
Сократ(469 –399 г до н.э.) творил в жанре устных философских диалогов (ничего не писал). Главным предметом диалогов Сократа были вопросы о том, как следует жить. Тезис - «познай самого себя».
Метод Сократа, которым он пользовался в своих диалогах:
1. Сомнение – Наиболее мудр тот, кто понимает, что «я знаю, что ничего не знаю».
2. Ирония – выявление противоречий в высказываниях собеседника.
3. Майевтика– преодоление противоречий и нахождение предварительного ответа
4. Индукция – отыскание эмпирических данных, фактов, подтверждающих ответ
5. Дефиниция – окончательное определение.
Таким образом, метод Сократа – это майевтический диалог. Считал, что знание – это само по себе Добро. Зло идет от незнания. Знание – источник нравственного совершенства.