пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

11. История развития письма. Основные виды письма

Письмо  - система начертательных знаков, используемых для фиксации звуковой речи. Письмо гораздо моложе звукового языка, его возникновение отделено от нас примерно 3000 лет. Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Оно помогает людям преодолевать пространство и время, сохранять человеческий опыт и знания, передавая их от поколения к поколению, от народа к народу. Возникновение письма было вызвано прежде всего практическими потребностями: необходимостью общения на больших расстояниях и необходимостью хранения и передачи знаний будущим поколениям.

ПРЕДЫСТОРИЯ  ПИСЬМА

Подлинная история письма начинается с появления начертательного письма. Но и до этого люди общались на расстоянии и во времени разнообразными способами и средствами. В качестве преднамеренных сигналов сначала использовались ветви, стрелы, дым костра и другие естественные и искусственные предметы, с помощью которых передавались те или иные сообщения. Например, ветка, направленная верхушкой в нужную сторону, обозначала направление, по которому ушел охотник.

Первоначальными средствами непосредственной передачи посланий были предметы, которые выступали как символы, то есть предметная символика. Греческий историк Геродот (V в. До н.э.) рассказал о своеобразном предметном письме, направленном скифами персидскому царю Дарию, с народом которого скифы воевали. Оно состояло из птицы, лягушки, мыши и пучка стрел. Жрецы Дария разгадали это послание, прочитав его примерно так: "Если вы, персы, не можете летать, как птицы, скакать по болотам, как лягушки, прятаться в землю, как мыши, то вас ждет гибель от наших стрел".

Приводимые способы и средства общения людей представляют собой тип предметного письма, в котором каждый предмет сам по себе что-либо прямо обозначает: стрела - поражать, птица - летать, лягушка - скакать, мышь - прятаться и т.д. Символика в подобных сообщениях более или менее очевидна. Более высокую ступень предметного письма представляет собой условная сигнализация, в которой предметы, вещи используются лишь как условные знаки. "Письмо" условными знаками предполагает предварительную договоренность людей о том, что тот или иной предмет или та либо иная вещь должны обозначать. Из письма условными сигналами наиболее известны "письмо" кипу, зарубки на бирках и жезлы вестников.

Перуанское письмо древних инков кипу представляло собой систему шнуров из шерсти различного цвета с завязанными на них простыми и сложными узлами. Каждый из узлов имел определенное значение. В науке не существует единого мнения относительно назначения "письма" кипу. Одни считают, что оно служило исключительно статистическим целям. Другие полагают, что кипу содержат также тексты хроник, законов, поэтических произведений.

Кроме кипу как разновидностей "письма" условными сигналами, у народов первобытной культуры был распространен такой вид предметного "письма", как бирки с зарубками. Предполагают, что бирки с зарубками использовались как для счета, так и для закрепления разного рода отношений - торговых, финансовых и некоторых других. Славяне также применяли бирки для счета и разного рода записей. У восточных славян бирки назывались "памятными дощечками", так как люди всюду носили с собой дощечки, делая на них всевозможные заметки, зарубки.

Предметная символика была предысторией письма. Собственно письмо, то есть начертательное, предсталяет собой письмо, связанное с использованием графических знаков для фиксации и передачи звукового языка.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ПИСЬМА

Основные типы начертательного письма.

В учебной литературе традиционно устанавливаются четыре типа письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое, или фонемографическое. Слоговое и буквенно-звуковое письмо иногда могут объединять и обозначать одним термином - фонографическое письмо

Каждый тип письма представляет собой исторический этап в развитии письма, как бы более высокую последующую ступеньку - от пиктографии к буквенно-звуковому письму. Однако из этого вовсе не следует, что каждый народ должен был непременно пройти все этапы истории письма. В силу ряда причин, связанных как с особенностями грамматического строя языка, так и с факторами исторического характера, тот или иной народ мог остановиться на каком-нибудь из этапов. Так, например, произошло с китайцами, остановившимися на идеографическом письме, или с японцами и корейцами, применяющими наряду с идеографией национальные слоговые системы письма. С другой стороны, некоторые народы смогли шагнуть непосредственно от низшего этапа в развитии письма к высшему - от пиктографии прямо к буквенно-звуковому письму, минуя идеографический и слоговой этапы. Так случилось с чукчами, эскимосами, эвенками и другими народами Крайнего Севера.

1. Пиктографическое письмо. Первым историческим типом письма была пиктография, то есть рисуночное, или картинное, письмо. Знаки пиктографического письма называются пиктограммами. Пиктограммы выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных. Пиктограмма представляла собой схематический рисунок, его художественное достоинство не имело существенного значения. Первостепенную важность имело то, чтобы рисунок что-то сообщал, и это сообщение правильно опознавалось теми, кому оно адресовалось. Типичным примером пиктограммы служит приводимый в учебной литературе "дневник" эскимоса-охотника, наглядное содержание которого читают примерно так: "Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, охотился на моржа, поехал на лодке с другим охотником, заночевал".

 

Пиктография передавала только содержание высказывания, не отражая языковых особенностей передаваемого сообщения: звучания слов, их грамматических форм, линейного порядка слов. Поэтому некоторые пиктограммы читаются с трудом, в особенности те, в которых выражаются отвлеченные понятия. В качестве типичного примера сложной пиктограммы часто приводится обращение ряда индейских племен к американскому президенту.

С помощью пиктограмм передавались не только конкретные предметы и действия, но и сложные абстрактные понятия.

 

Пиктограммы абстрактных понятий (по Я.Б. Шницеру):

1) жизнь (сказочная рогатая змея); 2) смерть (животное вниз головой); 3) счастье, успех (черепаха) и тд.

Появление пиктографического письма связывают с периодом, когда первобытные рисунки начинают применяться не только для эстетических и религиозно-культовых потребностей, но и как средство коммуникации, для передачи сообщений. Пиктограмма в отличие от рисунка получает условный характер и постоянное значение.

Пиктография сейчас не используется как основной тип письма. Однако, будучи весьма доступным видом письма, не связанным с конкретным языком, и в силу своей наглядно-изобразительной символики, она широко применяется в рекламах, на витринах, в дорожных знаках, в олимпийской символике и т.д., то есть выполняет вспомогательную роль. Пиктографическому письму в целом свойственны такие существенные недостатки, как возможность разных толкований одного и того же сообщения, слабая приспособленность к передаче абстрактных понятий. В силу этих и некоторых иных факторов пиктография на известной ступени развития общества перестала удовлетворять потребности письменного общения. На ее почве возникает более совершенный тип письма - письмо идеографическое.

2. Идеографическое письмо. Термин идеография указывает на способность этого письма передавать отвлеченные понятия. В отличие от пиктографии идеографическое письмо фиксирует графическими знаками сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, также порядок слов. Знаки идеографического письма называются идеограммами. Иногда термин идеография заменяют термином логография, и соответственно термин идеограмма заменяется названием логограмма. Идеографическое письмо имеет уже строго установленные и устойчивые начертания графических знаков, а также готовый набор таких знаков, одинаковый для всех пишущих.

Идеографическое письмо возникло на основе пиктографии. Эволюция пиктографического письма привела к тому, что каждый изобразительный знак пиктографии, все более и более обособляясь, стал связываться с определенным словом, выступая в качестве его обозначения. Пиктограммы, постепенно утрачивая свою прежнюю наглядность, начинают выступать как условные знаки. Таким путем пиктографическое письмо преобразовалось в более совершенное письмо идеографическое. Процесс этот занял, вероятно, несколько тысячелетий. Поэтому трудно указать грань, где кончается пиктографическое письмо и начинается письмо идеографическое.

Первой ступенью развития идеографического письма является рисуночная идеография. На этой ступени рисунки могли иметь два значения - прямое и переносное. В прямом значении рисунки выступали как пиктограммы, например, рисунки "глаз", "змея", "черепаха" обозначали соответственно глаз, змею и черепаху. В переносном значении эти рисунки: являлись уже идеограммами, обозначая не глаз, змею, черепаху, а соответственно зрение, жизнь, успех. На этом этапе развития письма один и тот же рисунок в одном и том же тексте мог употребляться то в прямом, то в переносном значении. Это создает большие трудности при расшифровке текстов с подобным употреблением рисунков.

Рисуночная идеография послужила основой для возникновения иероглифического письма, которое рассматривают как высший этап в развитии идеографии. Иероглифическое письмо, или иероглифика, возникло впервые, по-видимому, в Египте около IV тысячелетия до н.э. Начертательные знаки этого письма называются иероглифами. Начальным этапом египетского иероглифического письма считают рисуночную идеографию. Каждый рисунок египтян первоначально имел прямое значение, то есть обозначал то, что было нарисовано: дом, птицу, животное, человека и тому подобное. И лишь позднее рисунки приобретают определенную символику, то есть переносное значение. Так, изображение пчелы стало обозначать не только пчелу, но и трудолюбие, усердие; изображение ног - не только ноги, но и понятие идти.

В Египте письмо иероглифами чаще всего использовали для монументальных надписей на стенах храмов и общественных зданий, статуях богов, гробницах. Отсюда название египетских иероглифов раннего периода - монументальные иероглифы. С техническим прогрессом письма, то есть с применением папируса, тростниковой палочки и чернил, египтяне вначале просто перерисовывали на новый материал формы монументальных иероглифов.

Идеография оказалась довольно устойчивой системой письма. Дошедшим до нашего времени иероглифическим письмом является китайское письмо, чему способствовала история Китая и однослоговой характер китайских слов. Китайское иероглифическое письмо, так же как египетское и шумерское, является одним из древнейших в мире. Оно существует уже более трех с половиной тысяч лет. В силу этого китайское иероглифическое письмо довольно сложно для усвоения, так как требует запоминания большого количества иероглифов. Вторая сложность заключается в начертании многих иероглифов. Например, большинство даже наиболее употребительных иероглифов имеет в среднем по 11 штрихов каждый. Третья сложность в освоении иероглифического письма заключается в необходимости усвоения не только начертания иероглифов, но и их звучания, а также значений слов, передаваемых ими.

Идеографическое письмо обладает рядом преимуществ по сравнению с пиктографическим письмом. Идеография точнее отражает тот язык, который она обслуживает, передает на письме не только содержание речи, но и членит ее на отдельные слова. Вместе с тем идеографическое письмо обладает и рядом существенных недостатков. Прежде всего, это громоздкий характер идеографических систем, порождающий сложность их усвоения. К недостаткам идеографии относится и трудность передачи грамматических форм слов. Грамматические значения в идеографическом письме приходится передавать специальными значками (ключами), которые также надо запоминать, что еще более усложняет использование идеографии. Эти и некоторые другие недостатки послужили основной причиной перехода от идеографических систем письма к слоговым и буквенно-звуковым системам письма.

3. Слоговое письмо. Слоговым, или силлабическим, называется такое письмо, в котором каждый графический знак обозначает слог. Графические знаки слогового письма называются силлабемами. Слоговое письмо возникло позже идеографического письма.

Формирование слогового письма шло разными путями. Многие слоговые системы письма появились в результате внутреннего преобразования идеографического письма либо на основе или под влиянием идеографической письменности. По мере развития идеографии в ней возникают все более точные способы различения слов, их значений. Появляются дополнительные к основному графическому знаку детерминативы (уточнители смысла) - значки, различавшие, например, разные по значению, но одинаково звучащие слова. Возникают сочетания знаков для передачи значений сложных слов. Создаются фонетические идеограммы, назначение которых - обозначать звучание слов или их частей. Так внутри письма идеографического постепенно развиваются элементы слогового письма.

Наиболее древним слоговым письмом было шумерское письмо позднего периода. Оно насчитывает примерно 3000 лет. Близким ему было ассиро-вавилонское письмо, так как ассиро-вавилоняне получили свою письменность от шумеров. И в том, и в другом письме слоговые фонограммы объединялись в одной системе с многочисленными идеограммами. Некоторые слоговые системы письма возникли на основе консонантного письма в результате его вокализации. Обе эти слоговые системы письма не имеют элементов идеографии, что свидетельствует об их особом пути развития. Современное слоговое письмо Индии – деванагари является государственным письмом Индии и обслуживает языки хинди, бенгали, и другие.

В письме деванагари, каждый графический знак служит, как правило, изображением согласного звука в сочетании с гласным а. Для изображения другого гласного применяется тот или иной надстрочный или подстрочный знак либо используются особые значки перед слоговым знаком или после него. Скопление согласных в одном слоге передается лигатурами - сложными графическими знаками. В состав каждой лигатуры входят характерные элементы начертания составляющих ее согласных.

Слоговое письмо считается более удобным и легким для обучения и повседневного использования, чем идеографическое письмо. Слоговая система оперирует относительно небольшим количеством графических знаков, тогда как в идеографических системах их насчитываются тысячи. Слоговое письмо точнее отражает фонетическую и грамматическую стороны языка. К недостаткам слогового письма относят достаточно большое количество силлабем: в некоторых слоговых системах их число доходит до 200 (без учета лигатур). В слоговых системах письма имеются трудности в передаче смежных и конечных согласных слога.

4. Буквенно-звуковое, или фонемографическое, письмо. Буквенно-звуковым обычно называют такое письмо, в котором каждый графический знак обозначает не целое слово, как в идеографии, и не слог, как в слоговом письме, а отдельный типовой звук - фонему. Поэтому буквенно-звуковое письмо иногда называют также фонемографическим. Графическими знаками этого типа письма являются буквы. Буквенно-звуковое письмо выступает в двух разновидностях: консонантно-звуковой разновидности и вокализованно-звуковой.

Консонантно-звуковое, или просто консонантное, письмо является древнейшей разновидностью буквенно-звукового письма. В этом типе письма графическими знаками обозначались только согласные звуки, что и послужило названием для письма. Гласные звуки в нем не имели отдельных букв и примысливались при чтении, что делало это письмо менее точным в передачи речи и нередко затрудняло понимание написанного. Со временем в некоторых языках — еврейском, арабском — стали обозначать и гласные звуки, используя для их передачи особые диакритические знаки. Одним из древнейших типов консонантно-звукового письма является финикийское письмо. Оно состояло из 22 букв, сведенных в алфавит и имевших свое название.

Вокализованно-звуковое письмо выступает в качестве последующего этапа в развитии буквенно-звукового письма. Возникновение вокализованного письма относится к началу I тысячелетия до н.э. Его особенность связана с обозначением графическими знаками как согласных, так и гласных звуков. Первый шаг в этом направлении был сделан древними греками. Причиной перехода от консонантного письма к вокализованному письму послужило то, что в греческом языке корни слов и аффиксы состояли не только из согласных, но и из гласных звуков. К IV в. до н.э. греки уже имели алфавит, с состоявший из 24 букв для обозначения 17 согласных и 7 гласных звуков. Греки изменили и направление письма. Они стали писать не справа налево, а слева направо. На греческой основе в в Древнем Риме сложилось латинское вокализованное письмо, которое используется сейчас в национальных языках многих народов. На греческой же основе возникла и кириллица, преобразованная затем в русский алфавит, который обслуживает многие языки: восточнославянские языки, болгарский, сербскохорватский, татарский, узбекский и другие языки.

Таким образом, буквенно-звуковое письмо выступает наиболее удобным видом письма. Оно обеспечивает при помощи ограниченного количества букв - от 20 до 40 - точную передачу звукового языка. Особенностью буквенно-звукового письма по сравнению с другими системами письма является его тесная связь с фонетикой языка и простота употребления. Это облегчает обучение грамоте и практическое использование этого письма.


04.07.2016; 15:34
хиты: 79
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь