Этап накопления социально-психологических знаний в сфере философии - самый длительный этап в истории социальной психологии (с VI в. до н.э. до середины XIX века).
Социально-психологические знания накапливались из высказываний философов по поводу
-психики,
-души,
-общества,
-социального поведения человека
Потребность осознать характер совместной деятельности, форм общения, складывающихся в ней, по-видимому, так же стара, как и сама эта совместная деятельность людей. История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. Так, например, в различных системах древних религий использовались такие формы массовых настроений, как подверженность психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных формах "социально-психологическое мышление" насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания.
Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что:
- дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания.
- в период, когда социальная психология наиболее определенно заявила о себе как о самостоятельной дисциплине, сразу же сложились различные традиции в ее развитии, опирающиеся на различные философские школы, в том числе марксистская традиция, которая предлагала специфическое решение ряда проблем.
Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой научной дисциплины, его содержание – это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии – психологии и социологии.
О.Клайнберг: большинство проблем социальной психологии, именно как проблем, зародилось в философских системах древности.
Г.Олпорт: родоначальником этих проблем следует считать Платона.
Действительно, через все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались идеи социальной психологии.
В античной философии – это не только философия Платона, но и философия Аристотеля.
В философии нового времени – Гоббс, Локк, Гельвеции, Руссо, Гегель.
Как видно, социально-психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической, так и материалистической философии.
В целом они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей и "чисто" социально-психологические аспекты выделить здесь весьма трудно. С другой стороны, идеи эти разбросаны буквально по крупицам, и вряд ли есть смысл приводить простой перечень примеров, тем более что история психологии в недрах философского знания изучена достаточно подробно.
Философия античности
Платон:
Первая классификация характеров людей
-у философов преобладает ум
-у воинов – мужество, воля
-у ремесленников – вожделение, желания
Первая социально-этническая классификация характеров людей
-у греков преобладает разумная душа
-у северных варваров – мужественная душа
-у южан преобладает вожделение, желания
Аристотель:
Аристотель рассматривал человека как «социальное животное», общественное существо.
Эта идея составляет суть социально-психологического подхода к личности
Эпоха возрождения
Пессимистическая точка зрения на природу человека
Николо Макиавелли считал, что сущностная природа человек порочна.
Власть – высшая ценность.
«Цель оправдывает средства»
Философия нового времени
Томас Гоббс считал, что люди в силу своей натуры проявляют тенденцию к враждебности по отношению друг к другу и «борьба всех против всех» является естественной для человечества.
Эпоха просвещения.
Оптимистическая точка зрения на природу человека.
Французские философы XVIII века в своих работах сформулировали следующие социально-психологические идеи:
-человек не столько продукт наследственности, сколько результат воспитания и влияния социальной среды
-для общества весьма значимы непосредственные эмоциональные отношения между людьми
Огюст Конт (1798-1857)
Психика человека развивается только в обществе, и он всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения
О.Конт – основатель методологии позитивизма.
4