Согласно наиболее широко представленной точке зрения, познание рассматривается как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которой является отражение объективной действительности в его сознании.
Результат познавательной деятельности состоит в обретении нового знания.
Познание человеком реальности осуществляется в различных видах. Наиболее значимые виды познавательной активности – обыденное познание, научное познание, а также философское и художественное. Все эти виды познавательной деятельности тесно взаимосвязаны. Так, научное знание невозможно без философского, а философское базируется на частно научном. В свою очередь, художественное познание активизирует все формы знания и является важным моментом, не всегда осознаваемым, но обязательным для всех видов познавательной деятельности. При этом в основе всех видов познания лежит обыденное, повседневное знание. Без связи с повседневным, обыденным опытом не имеет смысла никакое другое знание.
Общие проблемы познания – его природа, отношения знания и реальности, условия его истинности – являются предметом исследования особого раздела философии – гносеологии, рассматривающей вопросы о сущности знания, познаваемости мира, критериях истины и др.
В зависимости от ответа на вопрос «познаваем ли мир?» в гносеологии сложились следующие основные направления:
– гностицизм, сторонники которого оптимистично смотрят на будущее и настоящее познание, считают, что мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания;
– агностицизм, представители которого отрицают принципиальную возможность познания объективного мира; источником агностицизма является гносеологический релятивизм – абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания;
– скептицизм, сторонники которого не отрицают познаваемость мира, но сомневаются в возможности его познания, в надежности истины.
Перед теми, кто настаивает на возможности познания мира, встает проблема источника знания, методов и средств познания. Можно выделить следующие учения: а) сенсуализм, который отводит решающую роль в процессе познания чувствам (Т. Гоббс, Дж. Локк); б) эмпиризм утверждающий, что истинное знание может быть выведено из чувственного опыта посредством наблюдения и эксперимента (Ф. Бекон); в) рационализм, выводящий все знание из разума, единственным источником знания считающий мышление.