Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. об отношении мира и человека есть основной вопрос философии.
В системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.
Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания.
Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму.
Дуализм - философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно.
Формы материализма:
1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит). Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. ( Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)
2. Метафизический - материя первична к сознанию. Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Ламетри, Гельвеций.
3. Диалектический материализм (Маркс и Энгельс) Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.
Разновидности Идеализма:
1. Объективный – провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель)
2. Субъективный идеализм ( Беркли). Суть: утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли).
В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и тд, а само бытие рассматривается как иррациональное.
Основополагающим вопросом социальной философии является вопрос о том, как соотносятся между собой сознание и бытие людей, что первично и является определяющим?
Идеализм в социальной философии основывается на том факте, что деятельность людей является в принципе сознательной. Прежде, чем что-то делать, они мысленно представляют себе более или менее ясно цель и содержание деятельности.
Материалистический подход утверждает, что первооснову развития общества надо искать не в сознании, а в общественном бытии людей. Оно, в решающей степени, обусловливает мотивы деятельности и поведения каждого человека, в том числе его желания, стремления, цели.
Таким образом, развитие общества предстает как «естественно-исторический процесс», развивающийся по своим объективным законам. Подчеркивается, что его развитие носит противоречивый характер. Многообразные социальные противоречия в области материального производства, а также в социальной и политической сферах общества, выступают как источники происходящих в нем изменений и развития.
Проблему поиска объективных оснований в жизни общества разработали Г. Гегель и К. Маркс.
Г. Гегель – высказал идею, что основой всемирной истории является экономическая деятельность (труд, преобразование природы с помощью орудий труда). Противоречия, конфликты – двигатель прогресса.
К. Маркс – завершил начатое, доказав, что: во-первых, существует зависимость сознания и бытия; во-вторых, ввел понятия «общественное бытие» и «общественное сознание». Именно общественное бытие людей – объективная реальность (социальная материя), которая отражается в общественном сознании, определяет его направление.
Следовательно, общественное бытие - есть та жизнь, которой живет общество, объективная реальность, отражающаяся в общественном сознании, своего рода социальная материя.
Общественное сознание - это осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.
Особенности общественного сознания:
- вторичность (обусловленность общественным бытием);
-относительная самостоятельность: а) оно активно, т. е. способно влиять и даже изменять породившее его бытие; б) оно имеет внутреннюю логику своего развития (преемственность идей в науке, морали, религии).