Материализм — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание) — вторичным (результатом,следствием). М. материализм возникает в 17веке. Все явления объясняются им с помощью законов классической механики Ньютона. В основе подобной картины мира лежало мировоззрение машинной цивилизации 17-18вв., когда образ простого механизма переносился на описание устройства мира в целом. Символом этого времени и моделью мира становится часовой механизм, в котором предопределено поведение любых составляющих его частей. Примеры: животное – машина (автомат, не имеющий души); человек – машина, обладающая душой и умением мыслить; Вселенная – машина как часовой механизм.
Мир – глобальный механизм, нет случайностей, имеет строгие детерминаты. Нет независимого идеального мира.
Наиболее ярким воплощением французского материализма XVIII века явилась работа Гольбаха "Система природы, или о законах мира физического и мира духовного". Согласно учению, развиваемому в "Системе природы", в основе мироздания лежит материя. Материя, как она определяется в этой работе, есть то, что может оказывать воздействие на наши органы чувств и производить ощущения. Материя делится на органическую и неорганическую. Неорганическая материя вечна, органическая материя возникает и исчезает. На Земле сначала была только неорганическая материя, затем появилась жизнь, растительная и животная. Растения и животные рождаются, растут, потом умирают и разрушаются, т. е. снова превращаются в неорганическую материю. Человек есть часть природы, а в природе могут существовать только естественные причины и следствия. Поэтому бессмысленно говорить о свободе человека.
Вселенная, по Гольбаху, представляет собой движущуюся материю.
В теории познания Гольбах отвергал агностицизм, развивал основные положения материалистического сенсуализма, отстаивал способность человеческого разума познавать мир и его законы.
Ламетри был зачинателем материалистической философии XVIII в., Дидро наиболее многосторонне развил материалистическое учение о природе. Наиболее глубокое развитие этих концепций составляет историческую заслугу Гельвеция.
На формирование взглядов Гельвеция решающее влияние оказали французское просвещение и философия Локка.
Преимущественная сфера интересов Гельвеция – это «учение о нравах», область социальных отношений и общественного сознания. Гельвеций считал мир материальным, бесконечным во времени и пространстве, движущимся по законам механики Ньютона. Решительно отвергал бытие бога, и бессмертие души. Гельвеций утверждал, что чувственный опыт является единственным источником знаний и морали. «Ум», то есть интеллектуальные и нравственные качества являются, согласно его мысли, полностью и всецело приобретенными.