Средневековье приходит на смену античной эпохи. Основные догматы вероучения трансформировали античные мировосприятия. Можно говорить о синтезе философии и богословия.
Именно под влиянием христианства наука превратилась в практическое знание, нацеленное на адекватное описание и глубокое понимание реальности.
По христианскому учению весь мир — творение Бога. Изучение природы вполне допускается, но при условии, чтобы его результаты не противоречили Писанию. Христианство устраняет противопоставление мира земного и небесного, требуя рассматривать их в единстве как два уровня — высший и низший. Именно в христианстве формируется и учение о личности, как образе Бога в человеке.
В Средние века впервые была ясно сформулирована мировоззренческая (религиозная) картина мира и обоснованы её принципы: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатология, мистика. Богословие принимает человека со всем «человеческим», но ставит его в перспективу преображения собственной падшей природы, совершенствования лучших своих качеств и способностей. В Средние века областью, ставшей предметно-духовным основанием, стало христианство.
К числу наиболее важных в научном отношении дискуссий средневековья следует отнести: 1) дискуссию о соотношении веры и разума, науки и религии; 2) дискуссию об «универсалиях».
В споре о соотношении веры и разума просматривается разделение теологов на мистиков и рационалистов. Дискуссия возникает одновременно с формированием христианства и продолжается до настоящего времени, что свидетельствует о мировоззренческой и методологической плодотворности самой проблемы. По данному вопросу возможны четыре решения, они сложились уже в эпоху патристики: 1) совместимости: а) «знаю, чтобы верить» (П. Абелляр); б) «верю, чтобы знать» (Ф. Аквинат); 2) несовместимости: а) «верю, ибо абсурдно» (Тертуллиан).
Следующая важная в методологическом значении дискуссионная проблема периода схоластики называется «спор об универсалиях». Задача стоит в определении правильной позиции:
- собственное бытие имеют лишь общие понятия («стол»), а конкретный предмет, обозначаемый данным понятием (стол), является лишь несамостоятельным видом. Такая позиция называется «реализм». Её представители: Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский.
- реальным бытием обладают, наоборот, лишь конкретные предметы, а понятия, которые их обозначают, выступают только именем, названием предмета. Эта позиция называется «номинализм». Представители : Абелляр, Росцелин, Оккам.
В основе дискуссии лежали, конечно, не схоластические амбиции отдельных людей, а глубочайшие потребности и интересы общества. Эта дискуссия помогает понять логику взаимосвязи сознания и бытия. Проблема и сегодня не потеряла своей актуальности и содержится косвенно в основе многих дискуссий.
Номинализм-направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами. Т.е. номиналисты считали, что общее существует лишь после вещей.
Реализм-направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания.