Философия возникла в Древней Греции, Древнем Китае и Древней Индии в 7-6 вв. до н.э.
Можно выделить некоторые предпосылки ее возникновения (не причины):
- Достижение обществом определенного уровня экономического развития, когда объем прибавочного продукта позволяет совершить разделение труда на духовный и материальный (для философии нужен досуг);
- Появление первых абстракций, носящих общественный характер. Абстрактное мышление – признак взросления, развития общества (деньги);
- Наличие в обществе развитой системы мифологии;
- Наличие в обществе склонной к плюрализму системы внутренних отношений (философия=спор, столкновение мнений).
Основные этапы в развитии философской мысли
- Философия Античности.
- Философия Средневековья (II–XIV вв.). Два источника: идеи античных мыслителей и установи монотеистической религии. Принцип теоцентризма. Вопросы о душе, смысле жизни и смерти. Принцип откровения – сущность Бога обнаруживается с помощью веры. Толкование священных книг. Три этапа: 1) патристика; 2) анализ слова; 3) схоластика – рациональное истолкование религиозных идей.
- Философия эпохи Возрождения (XIV–XVII вв). Возрождение античных идей. Бог – со-вечный миру. Философия связана с развитием естествознания, новой космологией. Развиваются магия, алхимия. Против теоцентризма, догматизма, схоластики. Философия природы и человека..
- Немецкая классическая философия. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Анализ возможностей разума в познании, в достижении свободы, в становлении и т.д. Познание – самостоятельный, активный творческий процесс (конструктивная функция познающего субъекта).
- Диалектический и исторический материализм (40-е гг. XIX в.). Основатели – Маркс и Энгельс. Открытие – неосознаваемая мотивация человеческих действий материально-экономическими факторами. Социальные процессы движимы экономической необходимостью. Борьба классов из-за стремления обладать материальными благами.
- Неклассическая философия (2 пол. XIX в). Две крайние ориентации: традиционалистская (возврат к классическому наследию – неогегельянство, неокантианство, неотомизм) и критическая (нигилизм по отношению к классической философии – Кьеркегор, Ницше, Шопенгауэр, Бергсон и др.).
- Философия Новейшего времени. Антропологизм и ценностная окраска. Вопрос: как придать смысл человеческому существованию. Уход от рационализма. Ставится под сомнение лозунг победы разума над косностью природы и несовершенством общества.
Философия и мифология - две различные формы общественного сознания - два типа мировоззрения.
Но мифологический способ познания относится к эмоционально-образному, а философский - к логико-рассудочному, понятийному.
Отличительные черты мифа:
1) неспособность отделения человека от природы;
2) мышление неотъемлемо от эмоций;
3) культурные и природные объекты сопоставляются метафорически;
4) природные формы очеловечиваются;
5) фрагменты космоса одушевляются;
6) нет четкого разделения субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слови, существа и имени, пространственных и временных отношений;
7) слабо развит анализ причинности;
8) происхождение или творение объясняет происходящее;
9) время делится на ранний период, в котором находится перводействие и первопричины, а на основе событий раннего периода предсказываются события текущего, причем разница между современным и древним мало различима;
10) миф воспринимается как правда и первичная реальность;
11) миф синкретичен - в нем слиты абстрактные символы, образы, аллегории и все это нерасторжимо соединено. Гея - женщина +порождающее начало + земля; Афина - персонаж и абстрактное понятие ума и т.п.
12) в мире нет противопоставления верующего и объекта веры, миф исключает рефлексию - носитель мифологического сознания исключает возможность другой точки зрения;
13) Отношения людей представляются в виде совокупности полуфантастических существ, созидающих свои отношения.
Так что миф - многослойное и полифункциональное образование, при этом носитель мифологического сознания не знает, что он - носитель этого сознания.
Рациональное начало в мифе практически отсутствует. К тому же, миф по этой причине является свойственным традиционному складу мышления.
Как только возникает возможность сомнения, рационализации, и появляется гипотеза о том, что существует что-то что не может быть объяснено с помощью мифа мифологическое сознание разрушается, так как принцип рационализации противоречит многим его основополагающим чертам. Мифологическое мировоззрение разрушается и на его месте зарождается философское и религиозное мировоззрения.